|
Еще немного наблюдений и размышлений в тему. О второй сигнальной системе. Считается, что вторая сигнальная система (членораздельная речь) присуща только и исключительно человеку. А уж сколько копий сломано в дебатах на тему- откуда взялась эта исключительность! Но действительно ли исключительность? Исследования, проводимые с применением современных технических средств, показали, что человеку пожалуй пора подвинуться на пьедьестале исключительных))) Начать с того, что при расшифровке звукозаписей сигналов макак (они относятся к низшим обезьянам, между прочим), обнаружили наличие у них своеобразного "словаря". Например сигнал тревоги в случае всеобщей паники отличается от сигнала тревоги в случае реальной конкретной опасности. Сигнал, колторый подавется при приближении человека- иной, чем при приближении леопарда и опять же иной сигнал при обнаружении змеи. Когда подробнее изучили звукозаписи общения дельфинов, обнаружили нечто большее. Мало того, что звуковые сигналы в пределах вида несколько отличаются у представителей разных популяций (наличие своеобразного диалекта). У дельфинов обнаружили способность передачи сложной и конкретной информации. Например способность второго дельфина повторить достаточно сложные действия, показанные человеком первому дельфину, без того, чтоб животные видели друг друга. Более того, обнаружили, что дельфины имеют особый сигнал для каждого члена стаи и только для него- фактически имя! Человеческому уху притом все сигналы дельфинов кажутся хаотическим писком, визгом, скрипом и скрежетом. Более всего поразили человекообразные обезьяны. Наученные использовать символы, способны посредством жетонов на таблице или через клавиши компьютера составлять пусть короткие, но вполне осмысленные фразы. Причем используя не только конкретные понятия- имена существительные, глаголы и прилагательные, но и достаточно абстрактные понятия, например "плохо" или "грустно". Обученные языку глухонемых, могли общаться с человеком напрямую, пусть и на уровне людей с задержкой умственного развития. И даже начинали по собственной инициативе обучать языку глухонемых своих потомков. Что это, как не наличие способности к речи? Анатомия не позволяет им произносить слова, но опыты показывают, что они способны понимать значение слов и простых словосочетаний. И способны использовать слова, обозначенные символами, и словосочетания в общении с человеком и друг с другом. Ведь в чем сущность второй сигнальной системы? Сущность в том, что слово является символом предмета, субьекта, явления... Слово "яблоко" заменяет само яблоко и способно создать у животного ментальный образ яблока. Ну хорошо, дельфины, высшие приматы... А собаки здесь при чем? Сижу у компа. Оззи как-то по особенному нежно жмется, буйну голову сложил на колени. Рассеянно спрашиваю- чего это ты в меня такой влюбленный? А он, обрадованный вниманием, устремляет взгляд на тарелку с остатками каши. Ага, говорю, так ты не в меня влюбленный весь, а в кашу! При слове "каша" кобель заерзал и заоблизывался. Стоп! Откуда ты знаешь слово "каша"?! Дело в том, что я кашу, классическую на молоке и с сахаром, варю исключительно редко. За те пять лет, что Оззи у меня живет-считанные разы. И что-то не припоминаю я, чтобы при этом я знакомила Оззи с кашей... Алиса, это пудинг! Пудинг-это Алиса! То есть или пару раз услышал слово и соотнес его с этой едой, или помнит слово еще со своей прежней жизни (пять лет прошло). Или, помню как отреагировал на слово "ротвейлер". Жил у меня недели 3 еще, шла я по лесу и в телефонном разговоре произнесла слово "ротвейлер". Обычным тоном, в контексте речи. Оззи, шедший неподалеку и нюхавший свои собачьи дела, вдруг при этом поднял взгляд на меня, с вопросительным выражением- обо мне речь? Наверняка хозяева с ним гуляли по улицам и время от времени их спрашивали, показывая на собаку- какая порода? И ответ- ротвейлер- Оззи соотнес с собой. Ротвейлер-это он. Не думаю, что его учили специально. Я вообще поражаюсь их умению незаметно для нас, спонтанно и непринужденно запоминать наши слова и соотносить их с предметом (действием, ситуацией). Едет юниор со мной в машине, видит что-то необычное, сначала конечно проводит взглядом, а потом переводит взгляд на меня, в глазах вопрос "ты видела?!" И если "это" назвать словом, он запоминает- сразу и надолго, может навсегда. И притом я его не считаю экстра умным, он такое вечное дите, у которого ноги часто думают вперед головы. Он отлично знает, кто это "заяц", кто "курица", кошка, козюля, птичка. Водичка, пить, есть. Вчера на прогулке хотела ему показать дрозда- говорю-птичка и показываю рукой. Но пока он соображал, дрозд с дороги смылся в траву и юниор его не увидел. Но начал озираться вокруг, задрал башку кверху и начал усиленно прочесывать глазами деревья- все поведение явно говорит о том, что в голове у собаки ментальный образ птички. Кстати, как первый раз я поняла, что он знает слово "птичка". На прогулке нашел недоеденную ястребом птичку и мы с ним немного поиграли в отбиралки-недавалки. Потом мне надоело и я перестала играть, просто иду, природу разглядываю. Смотрю- юниор уже идет без птички. И я сама себе под нос, даже не к нему обращаясь - Ну, вижу что птичку ты уже где-то закопал. При слове птичка-взгляд на меня, потом подорвался и ломанулся обратно по дороге. Метрах в ста от меня ныряет под куст и потом выныривает уже с птичкой. Типа, может еще побегаем? После этого я и обратила внимание, насколько быстро он схватывает новые слова, причем совершенно без моих направляющих усилий. Способность с одного раза запоминать слово, способность соотносить его с предметом (действием, признаком и тп), способность не видя предмет, но услышав слово, его символизирующее, создать его ментальный образ, это не что иное, как наличие зачатков второй сигнальной системы. Наличие способностей, которые при появлении необходимости и нужных условий могут привести к возникновению речи. Человеческая речь не возникла на ровном месте ниоткуда. Мы просто унаследовали и развили способности своих предков.
|
|
0 |