СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ и СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

 В последнее время приходится сталкиваться с совершенно неправильным использованием научных терминов в среде собаководов и дрессировщиков. 

  В последнее время приходится сталкиваться с совершенно неправильным использованием научных терминов в среде собаководов и дрессировщиков. Возможно им кажется, что звучит научно и убедительно, если сказать "собака находится в инстинкте" вместо того, чтоб сказать "собака находится в состоянии возбуждения", но на самом деле звучит безграмотно и бессмысленно. Было бы пол-беды, если бы подобные ляпы оставались в устном народном творчестве, но проблема в том, что доморощенные этологи начинают писать теорию дрессировки по форумам и даже издавать учебные пособия. Притом не зная азов этологии, путают понятия, произвольно заменяют их своими и сильно обижаются, когда им указывают на ошибки и неточности.

В частности, в последнее время много говорят о "социальном инстинкте", слабо представляя-что это такое и не зная, что в самом деле речь идет о иных вещах, в том числе проявлении социального интеллекта (social intelligence). Чтоб понять, в чем разница между ними, стоит вернуться к основам. Повторенье - мать ученья.
Итак, существует две формы поведения- врожденное и приобретенное (наученное). Врожденные формы поведения, данные организму генами-это проявление безусловных рефлексов и инстинктов. Поскольку они врожденные, учиться им не нужно. Приобретенные формы поведения появляются в результате обучения.

Итак, безусловные рефлексы и инстинкты. 
Если вы укололись или обожглись-непроизвольно, не задумываясь, отдернете обоженую (уколотую) конечность. Это и есть безусловный рефлекс, бессознательная реакция организма на безусловный раздражитель (боль). Самый примитивный кирпичик, из которых складывается фундамент поведения любого живого существа. 
От таких примитивных реакций мало пользы, потому у живых существ эволюция начала складывать "кирпичики" безусловных рефлексов в более сложные "строительные блоки"- инстинкты. Инстинкт- это сложный врожденный комплекс безусловных рефлексов. То есть в ответ на сложный безусловный раздражитель (например бегущая мышь, или новорожденный щенок, или течная сука) у собаки проявляется комплекс врожденных реакций-инстинктивное (бессознательное)поведение. Соответственно охотничье, материнское или сексуальное. В основе которого лежит инстинкт. Охотничий, материнский или половой соответственно.

Инстинкты, несмотря на то, что это врожденные неосознанные реакции, могут быть очень сложными и на первый взгляд поведение таких животных выглядит очень сложным и рациональным. Вспомним хотя бы пчел с их сложной общественной организацией жизни, распределением труда, танцами и т.д... Или сложные ритуалы ухаживания и постройки гнезда у рыб, птиц. Это все инстинкты, этому сложному поведению молодые пчелы (рыбы, птицы) не учатся, оно не меняется никогда... даже если в изменившихся условиях инстинктивное поведение полностью теряет смысл. 
У животных с низким уровнем развития мозга все просто. Возьмем к примеру маленькую ящеричку, живущую в своем игрушечном биотопчике размеров в несколько квадратных метров. Ей для жизни обычно вполне достаточно инстинктов. Программа ее поведения проста. На привычной трассе встретила новый объект- включаются инстинкты:

-Это половой партнер, готовый к спариванию?
а) ДА (инстинкт размножения включает сексуальное поведение-церемонию ухаживания, врожденную видоспецифическую реакцию)
б) НЕТ (включается одна из следующих реакций)-
1.Оно намного меньше меня- СЪЕСТЬ ЕГО
2.Оно размером примерно с меня- ГНАТЬ ЕГО
3.Оно намного больше меня- ДРАПАТЬ ОТ НЕГО

 

Немного утрированно, но все же достаточно наглядно характеризует инстинктивное поведение. Ящеричке, одиноко живущей в ее простом, знакомом до последнего камешка биотопчике, не нужно напрягать мозги и решать ежедневно какие-то экстраординарные задачи. Совсем иначе живет например какая-нибудь антилопа гну, живущая где-нибудь в Серенгети, вынужденная совершать тысячекилометровую миграцию, в окружении тысяч соплеменников, плюс к тому тыщи иных травоедов всех мастей да еще и сотни хищников всех калибров. Жизнь таких животных настолько сложна, изменчива, непостоянна, что даже самые сложные инстинктивные реакции не в состоянии в любой ситуации определить правильную линию поведения. Например бывают ситуации, когда бездумное следование инстинктам не только бесполезно, но и принесет вред данной конкретной особи. Поэтому в процессе эволюции и развились механизмы (способности), которые в случае необходимости могут подавить инстинкт, и животное поступает вопреки инстинкту. Например, бессознательно повинуется приобретенному условному рефлексу. Или СОЗНАТЕЛЬНО поступает вопреки инстинкту, полагаясь на свой жизненный опыт. Ранее считалось, что подавить сознанием инстинкты и сделать выбор может только человек. Оказалось, все высокоразвитые животные способны делать такой выбор и делают, причем не так уж редко.

И чем выше развито животное, тем меньше на его поведение влияют инстинкты, тем больше влияет жизненный опыт. Потому что у высших животных развились функции мозга, позволяющие им учиться- память, восприятие, мышление. Они называются высшими психическими функциями и лежат в основе интеллекта-способностей к высшим формам обучения. Низшая форма обучения-образование условного рефлекса не требует участия высших психических функций и сознания, потому способность образовывать условный рефлекс к интеллекту не относится. 
Интеллект, попросту говоря, - способности мозга к обучению. Это не монолитная способность, которую можно оценить по шкале например от 1 до 100, это целый комплекс, совокупность способностей. 

Интеллектуальные способности психологи, занимающиеся интеллектом человека, разделяют на три подгруппы. Первые три пункта обозначаются как физический интеллект. Это-
*Понимание причинно-следственных связей
*Понимание о существовании взаимодействия между объектами
*Способность отличить живое от неживого
Вторая подгруппа-интересующий нас социальный интеллект. Социальный интеллект-способность правильно понимать реакции, поведение и настроения членов социума (сообщества), умение приспособиться к жизни в этом сообществе, найти наиболее удобное и выгодное положение в сообществе для себя и для общества в целом. Ученые-социологи, изучающие людей, выделяют восемь аспектов социальной интеллигенции. Как показали исследования этологов, все высокоразвитые социальные животные тоже имеют в наличии все восемь аспектов СИ. Вот они-
*Ощущение принадлежности к группе
*Способность действовать преднамеренно
*Способность отличить преднамеренное действие от непреднамеренного
*Способность к эмпатии (сочувствию)
*Отслеживание взглядов
*Совместное наблюдение за объектом
*Способность показывать
*Осознание собственного "Я"

Разумеется, степень развития этих аспектов (способностей)неодинакова у разных животных и не всегда сравнима с человеком. Это как сравнивать например прожектор и слабенькую лампочку. Но разница не качественная, а количественная. 

И, наконец, третья подгруппа аспектов-12 пунктов культурного интеллекта, тех способностей, которые дали людям возможность создать традиции и культуру. Вот они-
*Личные ритуалы, ощущение времени
*Соблюдение правил
*Способность сотрудничать
*Социальное научение-действие по образцу, копирование, подражание
*Осознанное вступление в коммуникацию
*Способность просить информацию и предоставлять ее
*Способность обманывать
*Способность к "теории мысли"
*Способность играть роль и меняться ролями
*Способность интерпретировать
*Способность осознанно упражняться в какой-то деятельности.
*Способность к членораздельной речи- использование символов,присвоение названий и имен объектам.

Подводя итоги, собаки как вид имеют все из перечисленных способностей из группы физического интеллекта, из группы социального интеллекта и по меньшей мере 10 способностями (из 12) в разделе культурного интеллекта.

 

Уф, как сложно... А попроще? На пальцах-в чем все-таки разница между социальным инстинктом и социальным интеллектом?

А попроще- социальный инстинкт заставляет собаку подчиняться старшему (более сильному) члену сообщества. А вот социальный интеллект помогает ей понять, является ли данный член сообщества старшим и сильным. То есть, благодаря социальному интеллекту, собака очень быстро просекает, кто в доме (стае) хозяин, кого нужно слушаться, а кого можно не слушаться. 
Другой социальный инстинкт заставляет одинокое животное входить в контакт с другими животными и прибиться к группе. А социальный интеллект поможет выбрать для себя нужную группу и, определив-кто в группе есть кто, найти себе в ней достойное местечко. Причем интеллект может заставить животное действовать вопреки инстинкту. Рассмотрю на конкретных примерах.

Социальные животные очень тяжело переносят одиночество. Например при содержании в одиночестве, без контактов с кем бы то ни было, таких животных как лошади, собаки, приматы, слоны, животное может впасть в тяжелую депрессию и даже погибнуть. При отсутствии себе подобных, пытаются завязать контакт с кем угодно, с любым другим животным или и с человеком.
То есть, социальный инстинкт заставляет животное, находящееся в одиночестве, искать других животных и входить с ними в контакт. Скажем, лошадь, лишенная общества других лошадей, старается прибиться к группе-причем неважно, знакомых или чужих. И даже неважно, своего вида или чужого. Например лошадь-одиночка старается прибиться к стаду коз или даже войти в компанию собак, живущих возле ее пустого загона.
Другой социальный инстинкт заставляет выбирать (при возможности выбора) компанию животных своего вида, или хотя бы максимально похожих. То есть если лошадь-одиночка видит стадо коз и табун лошадей, стремиться присоединиться именно к лошадям. Щенок как правило гораздо легче социализируется в стае своей породы (своего окраса). 

Вот тут надо оговориться-как правило! Щенок-ротвейлер предпочтет компанию ротвейлеров, а не голден-ретриверов - ПРИ УСЛОВИИ,ЧТО ОН НЕЗНАКОМ НИ С ТЕМИ, НИ С ДРУГИМИ. Потому что если он знаком, это знакомство (наличие жизненного опыта) может повлиять на его выбор. Выбор может быть тогда не инстинктивным, а на основе жизненного опыта, ОСОЗНАННЫЙ.
Например, скажем, щенок-ротвейлер вырастал с голденом, они были прекрасными друзьями, а вот с ротвейлерами тому щенку в жизни не везло, например несколько раз на него напал именно соплеменник. И хотя во встреченной группе нет ни того обидчика, ни друга (собаки незнакомы)-с большой долей вероятности симпатии щенка окажутся на стороне собак, похожих на его друга.
Или, возвращаясь к лошадям, конь может предпочесть стадо коз, с которым долго жил и к которому привык, табуну незнакомых лошадей и останется с козами. То есть, сделает выбор вопреки инстинкту. А если потом, скажем, к табуну коней добавить лошадь, с которой данный конь был очень дружен, конь может сделать новый выбор и перейти таки к табуну лошадей. Но выбор будет в данном случае не инстинктивный, а опять же-сознательный, на основе положительных эмоций, привязанности к конкретной лошади, которая образовалась ранее, в ходе жизненного опыта. Животное может поступать вопреки социальному инстинкту, потому что в новой группе чувствует себя комфортнее, приятнее, ей этот выбор выгоднее.

Таким образом, проявление социального инстинкта -это неосознанная потребность войти в общество и занять там свое достойное место.
Проявление социального интеллекта -это способность войти, интегрироваться в общество (социум), найти себе там достойное место и обеспечить себе комфортное существование в нем.
 

 

И немного подробнее о восьми пунктах социального интеллекта.


Ощущение принадлежности к группе
Пояснять особо и не нужно. Собаки прекрасно осознают разницу между своими и чужими. Причем ощущение принадлежности к данной группе, признание группы как "своих" происходит очень быстро. Достаточно нескольких часов (иногда даже минут) после знакомства, как собака начинает признавать новых знакомых как своих. Причем собаке неважно, состоит ли группа из представителей ее вида. Собаки способны образовывать эмоциональные связи и с другими животными и с людьми. По этому пункту способности собак превосходят даже способности человекообразных обезьян и очень близки способностям человека.

Способность действовать преднамеренно
Это способность предпринимать некие действия осознанно. То есть не обязательно подчиняться инстинктам, а действовать независимо от инстинкта и даже вопреки ему. Способность выбрать себе более подходящий (симпатичный)объект и идти на контакт именно с ним. И при контакте выбирать стиль общения в зависимости от реакций субъекта. Или отказаться от контакта. То есть при установлении отношений собака не подчиняется слепо инстинкту, а действует на свое усмотрение, выбирает партнера исходя из симпатий и антипатий, руководствуется настроением, жизненным опытом, ответной реакцией партнера.

Способность отличить преднамеренное действие от непреднамеренного
В свое время меня удивляло, что Фрэнк спокойно воспринимал грубые толчки или отдавленную лапу или тесный контакт с чужими людьми в переполненном троллейбусе и притом мог показать резко агрессивную реакцию на невинное поддразнивание, например протянутый к морде палец. Оказывается, многие собаки прекрасно понимают, когда их дотрагиваются намеренно, а когда нечаянно. В случае нечаянного контакта хорошо социализированные собаки как правило очень толерантны. Но вот когда чужак начинает их намеренно "троллить", терпеть безнаказанно они не хотят. У собак с недостаточной социализацией способность отличить "нарочно" и "не нарочно" гораздо хуже. По той же причине собаки с проблемами в социализации не умеют играть. Они с трудом отличают нарочитые движения и аффектованную мимику при игровой агрессии от настоящей агрессии. То есть они видят, что партнер по игре нарочно нарушает индивидуальную дистанцию, но не в состоянии отличить степень нарочитости.
Кстати, так есть и люди, которые "не понимают шуток". 

Способность к эмпатии (сочувствию)
Бесспорно, собаки как вид, способны к сопереживанию. Но точно так же, как и у людей, способность к эмпатии очень индивидуальна. Ведь и среди людей встречается немало черствых, жестоких, бессердечных, которым не хватает умения сопереживать. Несмотря на то, что они, в рамках приличий, научатся формально выражать сочувствие, внутри остаются холодны и их слова о сочувствии не более, чем слова. И в то же время описано немало случаев, когда собаки проявляли ярко выраженное сопереживание по отношению к другим, неважно-к собакам, другим животным, к людям. И речь не идет о простом переносе эмоций. Собаки именно понимали состояние близкого друга, стремились помочь, а при невозможности впадали в тяжелые депрессии. 

Отслеживание взглядов
Эту способность многие из нас наблюдали своими глазами. Собака, заметив, что мы (или ее соплеменник)смотрим с интересом на какой-то предмет, немедленно переводит свой взгляд туда же и старается понять-на что же то мы уставились? Способность вообще-то касается не только взглядов. Увидев, что соплеменник увлеченно вынюхивает что-либо в траве, псина бросается туда же и пытается установить предмет интереса соплеменника. Сущность этой способности состоит именно в проявлении интереса к тому, что интересует другого члена сообщества. Причем собака так же, как человек, способна многое прочитать через глаза, зеркала души. Более того, многочисленные наблюдения показывают, что эта способность-читать по глазам, мимике, подсознательным движениям, у собак даже более развита, чем у человека.

Способность показывать
Способность отслеживать взгляд соплеменника не требует активного участия того самого соплеменника. Но этот соплеменник тем не менее может проявить инициативу и если его не следуют взглядом, может САМ УКАЗАТЬ членам сообщества на объект его интереса. Привлечь их внимание. Делается это разными способами. Собака, желающая что-либо показать, упорно смотрит на вас, пока вы не встретитесь с ней взглядом. А потом она переводит свой взгляд на интересующий ее предмет. Вы, следуя за ней взглядом, тоже переводите его на нужный объект. Это, правда, требует очень тесного взаимопонимания и внимательности с вашей стороны, иначе вы просто не поймете, что вам что-то хотят показать. 
Нередко так и случается, и тогда псина может привлечь ваше внимание гораздо более эффективно. Тыкать носом, толкать лапой или брать за руку( за одежду) зубами и тянуть (звать)в направлении интересного для ней объекта. В таком случае уже до самых бестолковых владельцев доходит, что собака что-то хочет показать.

Совместное наблюдение за объектом
Предыдущие две способности дают возможность реализовать третью- способность вместе наблюдать и обследовать интересующий объект или явление. То есть точно в смысле поговорки "один ум хорошо, а два лучше" эта способность дает возможность объединить жизненный опыт двух или более членов сообщества и найти благодаря коллективному опыту решение возможной проблемы. То есть член сообщества, обнаруживший интересный объект, не остается с объектом один на один, а привлекает внимание партнера или всей стаи. Что может быть большой выгодой. Впрочем, и невыгодой тоже. 

Осознание собственного "Я"
Способность собаки осознать наличие собственного "Я" многими воспринимается спорно. Разумеется, собака не имеет эту способность развитую как у человека, которого мучают философские проблемы своего бытия. У животных осознанием собственного "я" считается понимание того, что животное видит в зеркале себя. Опыты показали, что приматы безусловно понимают, кого видят в зеркале. Рассматривают нанесенную им в краской отметку на лбу, корчат рожицы, разглядывают и колупают прыщи-причем их действия удивительно естественны и невероятно похожи на действия людей, манипулирующих с зеркалом. 
Подобную реакцию на себя в зеркале показали слоны и дельфины. А вот собаки как правило к своему отражению равнодушны или даже побаиваются. И не проявляют заметной реакции на цветную отметку на лбу. Вообще, как правило интерес к зеркалу у собак краткий. Поняв, что собака там не настоящая, подопытный быстро теряет к зеркалу интерес.

 

Значит ли это, что собаки не осознают себя? Не значит. Во-первых, встречаются собаки, явно неравнодушные к своему отражению и явно понимающие что это не "какая-то другая собака". Просто подавляющее большинство собак по всей видимости равнодушна к своей внешности. Кроме того, поняв, что отражение есть всего лишь отражение (что с него взять?), собаки теряют к нему интерес. В третьих, собаки все же имеют представление о том, как они выглядят. Не зря ведь щенки легче социализируются в обществе представителей своей породы и своего окраса. И в жизни собаки нередко легче сходятся с представителем своей породы. В четвертых, для понимания того, что существую я, и существует он (они)и что он(они)- это не я, не обязательно понимать, что в зеркале я вижу себя. В конце концов, в природе животные не имеют возможности рассматривать себя в зеркале.

Похожие статьи:

У нас проблемаОбсудим проблемные ситуации

3. Наши героиЛИНДА И ПРИСЛИ РАЗГУЛЯЙ-КАКАШКИНЫ

3. Наши героиДИНА ПАМПУШКИНА

1. Переводы с собачьего или этология собаки в картинкахОт Автора

3. Наши героиХИЛЮША И ИНГА ПРИШИБЯКИНЫ

Комментарии (1)
Фрэнк Перехрюкин-Заломай # 7 января 2016 в 01:34 0
Наличие социального интеллекта позволяет выстраивать жизнь вопреки инстинктам и правилам. Вопреки распространеееому мнению, что у животных жизнь идет так, как гапрограммировано природой, как велит инстинкт и от личности ничего не зависит. Между тем жизнь вносит поправки, а порой изрядную сумятицу в правила, предписанные природой.
Однажды случайно включила документальный фильм о волках. Фильм (к сожалению, не смотрела его с самого начала и не могу сказать название) снят по следам реальных событий. Ученые наблюдали в течении нескольких лет одну волчицу, снимая все интересные моменты, так что фильм, несмотря на всю свою художественность, все же документальный.

Фильм фиксирует историю сильной личности, молодой волчицы, которая уходит из родительской стаи и пытается создать собственную. Зрелая и сильная личность, желающая создать собственную семью и иметь собственную территорию. У волков как правило доминантом в паре является самец, от которого волчица очень зависима в период позднего срока беременности и в первые недели после родов. На самце лежит ответственность обеспечения семьи кормом. Все как у людей.
Но волчице не повезло. Не встретила достойного партнера, вместо зрелого сильного самца на шею ей свалилось два брата-подростка. Все как у людей)))) -жизнь порой нарушает традиции и схемы. Мало того, что вместо пары образовалась "тройка"- вместо сильного надежного партнера у молодой волчицы появилось два взрослых "ребенка". Щенная, тяжко и трудно должна была не только себя обеспечить пищей (а потом и своих 4 щенков), но еще и этих остолопов-неумех содержать и учить. И отстаивать территорию от чужаков самой.
Она справилась. Сдюжила-вот что значит сильная личность. Вырастила детей, воспитала братьев-остолопов, оставаясь не только доминантной самкой, но и вожаком. К шести годам водила стаю на своей территории. Если бы выстрел не оборвал ее жизнь, стая бы наверняка разрослась и преуспела. Сильная личность вопреки всем правилам справилась со всеми неблагоприятными факторами, подстроенными природой. А ее сестры остались при родительской паре, без амбиций, без противостояния ответственности-помогать выращивать других потомков своих родичей. Им природа не дала столько силы и независимости характера. Лидером видимо все-таки нужно сначала родиться, иначе особь и не пытается лидером стать.
Все как у людей.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев