О частных питомниках

16 августа 2013 - наталья гарыгина

 Рентабельность частных питомников   зависит сегодня только от их «стоимости». При падении спроса на породу в силу вступает объективный закон конкурентоспособности питомника, то есть распродаваться будут только лучшие собаки с гарантированной наследственностью. Есть целая  сеть частных питомников, которые занимаются дешёвым пиаром и развлекают окружающих своими   несколькими  шоу -, собачками, титулы которых записывать в родословную детей некуда, а потомства не видно, а если и видно, то смотреть жалко и больно на убогих и больных и заморенных. К чему прийдём, время покажет…….Как сказал один из челябинских кинологов: «ЛЮБОЕ ХОББИ СЕГОДНЯ — ЭТО ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.  И У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКАОНО ЕСТЬ, КТО ТО СОБИРАЕТ МАРКИ, КТО ТО КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ МАШИНЫ, но,  ЧТОБЫ ХОББИ ЛЮБИЛО  И  ПРЕДАННО РАДОВАЛО НАС, ЭТО ДАНО ТОЛЬКО НАМ  СОБАЧНИКАМ, КОБЕЛЕВОДАМ И СУКОДЕРЖАТЕЛЯМ !!!!!!»

 

Регистрация питомников в  России началась в 90-е годы. Владельцем питомника  становился собаковод, имеющий в собственности собак/собаку, который   должен был обладать  кинологическим ( курсы РКФ)  или ветеринарным образованием. Владелец питомника после окончания курсов  подавал заявку о регистрации питомника в РКФ на рассмотрение  и после получения номерного Свидетельства получал  право самостоятельно  вести племенную деятельность, производить актировку помётов от своих производительниц, иметь в собственности  идетификационный номер  клейма, определяющий принадлежность животного к тому или иному питомнику согласно единой базе клейм.

Уже к концу 90 годов в эту «отрасль» поспешили все желающие, с образованием и обучением в  колледжах и институтах, не имеющих  и по настоящее время   ни аккредитации   образовательных программ, ни  материально – технической базы для подготовки специалистов в области кинологии, ни объектов практики, ни  профессионального педагогического состава для преподавания спецдисциплин.

На сегодняшний день согласно Положения «О племенной работе в РКФ» есть понятие заводской приставки, где владельцы также одной, двух собак могут являться членами  кинологического клуба (общества)  и вся их деятельность по племенному разведению  находятся под  их контролем. Это называется коллективным питомником, где тоже, как и в частном, существует единая племенная книга. Количество ежегодных вязок по племенной книге, даёт право клубу или обществу, имеющему статус юридического лица, заявлять различные по статусу кинологические мероприятия в виде всепородных и монопородных  выставок собак, состязаний и соревнований.

Согласно классификации питомники могут быть ведомственными и частными. И те и другие осуществляют  племенную деятельность  согласно  утверждённым положениям РКФ с выполнением минимума  для допуска в племенное разведение животных данной породы, однако первые  в племенном разведении поголовья  ставят цель – получение потомства от рабочих родителей в зависимости от специфики применения собак, а именно   для охраны, караульной службы, конвоирования. А частные «работают на фенотип». Владельцы частных  питомников заинтересованы в качестве своей «продукции». Это качество находится в прямой зависимости от ряда  факторов: профессионализма и опыта племенной работы владельца, стажа работы питомника, наличия племенной политики и стратегии разведения,  серьезного  набора и отбора собак в питомник в качестве племенных производителей.

У многих потенциальных покупателей собак  складывается мнение, что питомник – это круто и престижно, и  связанно это красивое слово «питомник» с элитарной деятельностью, приносящей много денег, славы и пиара. Однако некоторым даже в голову не приходит, сколько сил и времени, а также денежных средств уходит на  создание и поддержание  питомника в целом: строительство зданий и сооружений для собак, благоустройство, дезобработку территории питомника согласно зоотехническим и гигиеническим требованиям, на племенную деятельность, ветеринарное обслуживание, дрессировку, оформление документов, кормление, содержание, выставки. Владельцу питомника  со стажем известен процесс долгой и трудной реализации щенков, деньги от  продажи которых идут на улучшение поголовья и совершенствование материально – технической базы питомника. Те питомники, которые ждут быстрой прибыли, пиарят своих щенков на «птичках» через перекупщиков.  Все частные питомники делятся на монопородные и всепородные. Конечно, это дело вкуса и предпочтений заводчика- владельца питомника держать ту или иную породу, которая в свою очередь может быть коммерческой и некоммерческой в зависимости от цены  продажи щенков и по мотивации её содержания в питомнике (охотничьи, служебные, декаративные), что опять же накладывает свои  отпечатки в условия содержания поголовья.   Всепородные питомники создаются с целью  «диверсификации племенной деятельности », когда   проданный помёт коммерческой породы перекрывают  и дают некую прибыль для содержания других помётов от «некоммерческих» собак. В монопородных частных питомниках содержатся, как правило,  небольшое количество собак,  в целом средняя цифра поголовья варьируется от 3 до 10 голов животных,  для которых специально оборудованы вольеры и помещения для  сезонного проживания и выгула на территории загородных участков или  в домах частного сектора. Во многих, как они себя называют питомниками, животные содержатся без  учёта физиологических и  репродуктивных показателей, то есть в сарайках, неотапливаемых сенках, на верандах. а  по типу содержания  собаки  относятся к «стайному  типу». Очень странно видеть в некоторых питомниках в вольерах  не только «кучу» по численности собак, когда собаки «набиты как кильки в бочке» и стоят на задних лапах, потому что не развернуться. Территории загонов и  вольер не по освещённости, ни по площади, ни по температурному режиму, ни по предназначению не соответствует  положенным нормам. Не менее странным считается  содержание в одном вольере разнополых собак и собак разных пород, что не исключает, а только подтверждает появление внеплановых щенков  в результате бесконтрольной  вязки, а то и метисов, как это называют многие заводчики «по любви».

Как правило, питомник начинают с качественного по фенотипу и генотипу маточного поголовья. Племенное ядро производителей в частных питомниках, как правило, формируют из импортированных из других питомников сук и  их потомков первой генерации. Выдающиеся суки  питомника образуют семейство. Если питомник ставит цель продолжить определённую линию, тогда необходим завозной кобель. Привезенные для  вязок   кобели коммерчески полностью оправдывают себя, но не более. Только недалёкие владельцы питомников начинают с кобелей, думая по наивности, что владельцы сук выстроятся в очередь на вязку. Объясняю почему. Те  заводчики, которые начинают племенную работу с кобелей, через некоторое время сталкиваются с проблемой: «а где взять сук для кобеля», тогда идут по принципу раскрутки кобеля в выставочной карьере и начинают бездумно вязать всех сук, обратившихся к владельцам по поводу вязки. Зачастую от них удается получить ряд удачных  потомков первой генерации, не уступающих по качеству производителю. Согласно одному из принципов племенного разведения,. который гласит даже очень препотентный производитель передает детям лишь часть своей препотентности, и сыновья кобеля, как правило, не используются для вязок, если в регионе сидит отец. Вполне понятно поэтому стремление некоторых владельцев приобретать для разведения кобелей -«полукровок».

Владелец частного питомника, если он имеет достаточный уровень  знаний, а также практический опыт селекционной работы должен знать:  громкие выставочные  титулы родителей – далеко не показатель племенной ценности, не гарант передачи  наследуемых нежелательных рецессивных признаков потомству. Понятно, что экстерьерная оценка собак питомника – это  ориентир  для исправления   нежелательных фенотипических признаков в анатомии собаки или закрепление желаемых признаков, но далеко не панацея.  Указанные в рекламе регалии и выставочные оценки суки или кобеля, это лишь  подтверждение классного фенотипа животного. Но первым признаком племенной ценности производителя – являются его  потомки,  в основном гибриды первого и второго  поколения. Не всякое фенотипически «красивое» животное, имеет желаемый генотип. Многие гены у животных имеют рецессивный характер и при сцеплении с аналогичным геном суки у потомства может «вылезти что угодно» уже в доминанте.  В практике имеет место сколько угодно случаев, когда от супер – титулованных производителей, получается генетический брак, считающийся для многих, но не для всех пород собак, дисквалифицирующимся пороком,  например неполнозубость,   хромота ( дисплазия), белые пятна, светлые глаза, крипторхизм.

Таким образом,  активная выставочная деятельность с целью рекламы имеющихся в активе наград национальных  титулов  даёт неплохой  результат – успешный сбыт щенков по высоким ценам. То есть искомая коммерческая рентабельность, без которой питомник превращает существование, достигается за 1.5 – 2 года существования. А   покупатели с удовольствием приобретают щенков о таких производителей по рекламным объявлениям в инете, попадая  в водоворот массового  разведения, наивно предполагая, что получится из приобретённого щенка в таком питомнике  аналогичная  100 % супер – собака, как папа или мама. Для будущих владельцев напоминаем, что щенок – это лотерея. Фенотип животного определяется наследуемыми генетическими  признаками и факторам внешней среды, например условиями содержания и кормления. При выборе щенка от производителей поднимайте регенерацию предков вплоть до 4 колена, изучайте основные линии и семейства, ищите в инете фото братьев и сестёр данных производителей, обратите внимание на их потомство, просматривайте различные комбинации помётов особенно от отца щенков. ЧУДЕС  НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ, ГОСПОДА!!! Генетика, как наука, придумана не сегодня.Чем выше качество получаемого молодняка, тем выше на него спрос. Чем выше априорная гарантия этого качества, тем выше котируется питомник. Основа гарантии? Это исключительно устойчивая и  сильная положительная наследственность производителей питомника. На создание такой наследственности уходят  десятилетия, а за плечами владельцев стоит огромный труд со всеми сложностями и противоречиями работы, которая носит название «племенное разведение собак». Потому что собаки его разведения в первую очередь известны своей препотентностью, которая должна закрепляться через выдающиися линии топ –производителей. Это и есть класс селекционной работы. Безусловно, выставочная  слава – это, когда  питомник хорошо заявил о себе. Но в настоящее время выставки собак потеряли живой интерес у владельцев,  да и многие из них не ставят цель сделать из своего пёсика шоу – звезду, а порой  оценки экстерьера носятся субъективный характер, что ослабляет желание участвовать владельцев с их любимцами в подобных мероприятиях. Обратив внимание  на количество экспонантов ( собак) в каталогах выставок, спрашиваешь, куда делись многочисленные представители породы, как немецкая овчарка, ротвейлеры, боксёры. В начале 90 на обыкновенной регионалке в каждом классе  было  в ринге по 3-4 ротвейлера, экспертиза проводилась честно,  организаторы не скупились на призы и подарки для участников, да и первая цена, которую я помню,  была 70 рублей. А сейчас  1300 рублей минимум за 5 минут в каком – нибудь доме культуры или на улице в дождь, чтобы забрать жалкий диплом,  отпечатаный на принтере, и плюс непонятное описание эксперта, которое порой читаешь и диву даёшься, а описание моей собаки или нет.

 

Степень титулованности родителей для некоммерческих пород при продаже щенков  особой роли не играет. Есть срдневзешанная цена на вязку в каждой породе, которая приравнивается к стоимости щенка.Массовое разведение многих питомников не подчиняется никаким правилам, кроме «как и кого хочу,   так и вяжу, а что получится не важно».  Кобель используется со всеми суками без разбора, лишь бы их приводили, и качество молодняка владельца не занимает ни сколько, лишь бы впарить: больных, хромых, подставных. Вряд ли такое разведение можно назвать разведением. Это всего лишь размножение…
         Однако в России есть настоящие любители и ценители породы. Небольшой количественный состав племенного поголовья, как правило, укомплектован потомками первой-второй генерации от импортных производителей и собственного  уже наработанного маточного поголовья. Настоящая конкуренция заключается в том, что  мало «объявить себя питомником c большой буквы» и вести кулуарную борьбу за первые места своих собак «тихо сам с собою» на выставках и за вязки хоть бы с кем, нужно двигать породу. Суть конкуренции между питомниками всегда состояла и состоит в гарантии качества предъявленного к продаже молодняка и ПОДДЕРЖКЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ в его последующих успешных выступлениях на выставках и (или) на состязаниях и испытаниях по рабочим качествам и, конечно, стойкой наследственностью племенных производителей, что в конечном итоге и есть истинная проверка качества собак.

                                                                                                                 www.ruscheron.jimdo.com

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 10838 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий