Записки донбасского эмигранта. Отступать дальше некуда

Нет ничего хуже, чем блуждать в чужих краях. На Родину вернулся накануне Дня Шахтера – одного из главных праздников Донбасса. И, несмотря на то, что я мало похож на Одиссея, вид донецкой земли потряс меня не меньше, чем Итака известного древнегреческого героя-хитреца после двадцати лет пребывания на чужбине. Промышленный коллапс по обе стороны фронта, безработица и опустошение.

Фото ЕРА
Фото ЕРА

Если, друг, мне на это позволено будет ответить, — 

Сердце в груди у меня разрывается, слыша, как много

Всяких, по вашим рассказам, творят женихи беззаконий

В собственном доме твоем, с таким, как ты, не считаясь.


Пир войны в Донбассе продолжается. Афина обезумела, а Астрея окончательно заблудилась в звездных пространствах. И мне все больше кажется, что нашу землю оставили те боги, к которым мы могли бы воззвать о помощи и справедливости. Казалось бы, чем не повод для уныния, упадка и пессимизма. Но нет. Когда умирает вера в богов, появляется вера в человека. Оставшиеся в родном городе горловчане изменились – стали ближе друг другу, сплоченней и гуманней. Конечно, не все, но очень и очень многие. Общая беда придала им сил. В глазах появился «огонь жизни», который я еще полгода назад замечал лишь у единиц. Люди, пережившие артобстрелы, словно родились заново и теперь пытаются наверстать все то, что не ценили и не замечали в предыдущей, мирной, жизни. Добро, общение и взаимопомощь. Звучит идеалистично? Пускай, но это так и есть.


Но все по порядку. В Горловку возвращался через Святогорск. Ехал в частном «Эталоне», под завязку забитом женщинами, детьми и стариками. Контролер-кондуктор (женщина уже хорошо за 50) оказалась не из самых вежливых. За час до выезда перед ее автобусом собралось с полсотни человек, но в салон она пропускала только тех, кто записался  заранее. Умом понимаешь, что если бы не такая система, то вокруг автобуса царил бы Хаос, но сердцем…. Сердце готово было разорваться от того, что мы возвращаемся, а кто-то остается. Тогда у меня возникло странное ощущение, что реэвакуантов намного больше, чем «беженцев». Путь в Горловку пролегал через Славянск и Артемовск. Больше всего поразила Семеновка. Это, действительно, мечта швейцарского сыродела. Тамошний частный сектор превратился в обесцвеченную фантазию Тима Бёртона. Архитектор по имени Война придал зданиям самые безумные и дьявольские очертания. За Славянском одна за другой нас встретили украинские линии обороны. Врытые в землю по самую башню танки, окопы, траншеи, блиндажи, рвы, валы – всего в изобилии и самых причудливых форм. И блокпосты. До самой Курдюмовки. Артемовск, кстати, встретил нас с совершенно мирным и безвоенным видом. Я всегда считал этот город некой пасторальной мечтой донетчанина. Ах, да! Еще и украинские флаги. Но не с балконов, как в Днепропетровске, а официально – на древках возле админзданий.


Самым строгим (если не сказать дотошным) украинским блокпостом оказался последний, между Курдюмовкой и Майорском. Мужчин вывели из автобуса, проверили паспорта и мобильные. На телефонах посмотрели видео, фото, адресную книгу. В зависимости от контента каждому задавали вопросы. Но самым удивительным было не это. Пока перепуганные женщины с детьми смотрели, как осматривают их мужей, в салон вошел нацгвардеец и начал… раздавать ребятне конфеты Roshen. Трогательно, аж до слез. Как в советских фильмах, когда фриц ночует в чьем-то крестьянском доме и подкармливает полуголодных детей кусочками шоколада. Женщины в салоне несколько опешили. Нацгвардеец протягивал конфеты и говорил, мол, это вашим детям (ну, которые сейчас едут в зону АТО, где по ним может попасть снаряд, в том числе и ВСУ). Но контролер-кондуктор не растерялась и крикнула в спину военному: «Спасибо. Они просто устали в дороге». И после этой фразы половина салона тоже мрачно сказала «спасибо». Зато первый пост ДНР чуть ли не рассмешил. Заходит в салон пацан лет 20-ти, смотрит на 30 с лишним сидящих человек и говорит: «И шо, вот это у всех документы проверять? Та ну вас на фиг, проезжайте!». Но на следующем-то посту комбатанты ДНР проверили уже всех.


Конец августа. Около 18:00. Проспект Победы – центральная улица Горловки. Тишина. Абсолютное, режуще слух безмолвие. Слышно, как на кухнях стучат крышки о кастрюли. Как кто-то включил на мобильном музыку. Как бьется собственное сердце. Сложилось ощущение, что Горловка – это больной зуб, из которого уже удалили ноющий нерв и теперь это лишь мертвые эмалевые стенки. И сразу же в ушах зазвенели строчки горловского рок-музыканта Дмитрия Дуброва:


Всё на пределе и точка кипения - то, что называется жизнь.

Закон притяжения где-то дал сбой, мы теперь, как трава без корней

В этом городе стало ещё холодней


Стало до одури холодно и одиноко. И только через несколько сотен метров у ларька я увидел людей, которые довольно оживленно покупали пиво. Даже эта компания закоренелых алковоинов согрела душу. Ведь городские алкоголики – это те неизменные спутники цивилизации, которые свидетельствуют, что в этом городе еще можно жить. Люди совершенно не говорили о войне. Они обсуждали то, где купить на зиму сапоги, как подзаработать и куда без проблем поехать на шашлыки. Война для них стала канвой, на которой жизнь продолжает бег своей иглы. И это даже шокировало. Ведь мы, покинувшие родной город, жили в «эмиграции» с одной мыслью – об утратах, взрывах и ужасе-летящем-с-неба. А эти люди даже не обращают внимания на отдаленные залпы артиллерии в пяти кварталах от них. Как там было у Гребенщикова:


Так что нет причин плакать, нет повода для грустных дум

Теперь нас может спасти только сердце, потому что нас уже не спас ум.

А сердцу нужны и небо и корни, оно не может жить в пустоте

Как сказал один мальчик, случайно бывший при этом, отныне все мы будем не те.


О том, что горловчане «отныне будут не те», убедила меня сотрудница одного из медучреждений города. Как оказалось, в военном конфликте ДНР и Украины есть еще одна сторона, которая была и остается верна… людям. Это работники здравоохранения, у которых даже флаг свой (чем-то напоминающий швейцарский, только навыворот). Как у Гомера:  «Сотни воителей стоит один врачеватель искусный». Говорили мы с ней долго, и я подумал, что ее рассказ должен обязательно войти в мои завершающие записки донбасского эмигранта. Ведь на тот момент я все еще оставался человеком с мышлением «выехавшего».


«В конце июля и весь август в Головке было страшно, - вспомнила события месячной давности моя собеседница. – Началом войны в городе мы считаем 27 июля, когда снаряды ударили по центру Горловки. В тот день вся хирургия была в крови. Как люди там не сошли ума, я не знаю.  Не хватало элементарного – перевязочных материалов. Санитаркам приходилось даже бинты стирать. Вы поймите, врачи и медсестры уже третий месяц работают бесплатно. Государство о них забыло, но они продолжают честно выполнять свой долг и спасают человеческие жизни. Каждый день – оторванные руки, увечья, разбитые головы. Знаете, я даже чем-то благодарна этой войне. Она открыла мне глаза на людей. Кто у меня друг, а кто просто так. Война все расставила на свои места. Стало ясно для кого этот город место жительства, а для кого он значит  что-то большее. Для кого быть медработником – это получать зарплату, а для кого – призвание помогать людям. Даже по своему маленькому коллективу на работе я вижу, что люди стали добрее, терпимее и ближе».


Женщина рассказала мне, что буквально за две недели после «кровавого воскресенья» Горловка опустела. По городу даже ходили лошади с обрывками веревки на ногах. Проезжающих машин было мало, но они подбирали всех, кого могли и везли в центр. На работу в горбольницу № 2 медперсонал шел с ж/м «Комсомолец», поселка шахты им. Ленина, 88 квартала. Пешком. А это от трех до семи километров. Каждый день. «Приходишь на работу, а там: нет ни воды, ни света, ни газа. Кругом осколки от разбитых стекол. В поликлинике, на первом этаже люди сутками работали, на износ. ДНР и волонтеры привозили им медикаменты – где брали, не знаю. 

Весь город туда шел за помощью, ведь на тот момент в Горловке было открыто всего две аптеки. А работающие в поликлинике девочки – герои. Ну, представьте – на улице пекло под 40 градусов, а у них такой поток людей, что даже в туалет некогда сходить.  А потом наступил тот момент, когда пациентов просто нечем было кормить. Структура здравоохранения Горловки оказалась неготовой к военным действиям. Мы звоним в горздрав и говорим, что нам нужно вот это и это. А они отвечают – молчите, а то после войны мы вас уволим. А то, что люди голодают – это пустяки, главное, что горздрав ни с кем «не сотрудничает». Звонили им из облздрава и ДНР. А те в ответ – а у нас все есть, у нас все нормально», - возмутилась медработник.


Самая страшная ситуация сложилась в горловской психоневрологической больнице, о чем писали все местные СМИ в конце июля. Число пациентов здесь почти постоянное – около двухсот. На их беды отозвались простые горловчане. «Здоровому человеку можно объяснить, что нечего кушать, а как вы объясните это тому, у кого психические отклонения? Мы через интернет кинули клич помочь им. После этого нам люди понесли и крупы, и яйца, а днровцы рыбу привезли. Нам помогали обычные люди, горожане. Был один мужчина из поселка Аксеновка, у которого разбомбило дом, но уцелел погреб. Он в течение одного вечера нам перетягал всю свою консервацию. Говорит, мол, он там не останется, а продукты нам нужнее. Даже родственники пациентов из других городов присылали нам продовольствие. Например, Светлана Панарина. Она подключала волонтеров из других городов, стучалась в «Фонд Рината Ахметова» (кстати, этот фонд очень хорошо помог подгузниками). Без таких людей, как она, пациенты психиатрии просто бы пропали. А еще очень помогло кафе «Яблонька», которое весь август и до сих пор кормит душевнобольных людей. 40 порций «горячего» ежедневно! Да, приходят еще на карточку деньги от неизвестных людей», - рассказала мне работник здравоохранения.


По ее словам, главврач и начмед психоневрологической больницы все это время жили в больнице. Водили с санитарками за руку пациентов, занимались обеспечением питания и эвакуацией. «Душевнобольные сразу же осознали, что началась война. Но в медработниках они увидели защитников, свой единственный шанс выжить, - рассказала мне сотрудница горбольницы № 2. – Поэтому они держались за них. Душевнобольные носили ведра, помогали медперсоналу, переносили других пациентов, осколки собирали. Не дерзили, не грубили, вели себя по-человечески. Они стали организованными. Люди с психическими отклонениями оказались нормальнее, чем обычные наши граждане. Кстати, несколько человек в Горловку было переведено из Семеновки. Сидит у нас один пациент и плачет. Я ему: «Ты чего?». А он: «Лучше бы нас в Славянске убили!». Я ему: «Брось! Вы такое пережили, радуйся». А он: «Нет, мы – дураки, никому не нужны. А вы умрете. У вас дети маленькие». Многих из них я не только стала уважать, но и благодарна им до сих пор. За помощь и то, что они остались Людьми».


Безусловно, были и страшные истории, когда людей привозили просто умирать под двери больницы. Кто-то привел к ступенькам аптеки дедушку и написали записку, мол, «уезжает, а вы делайте с ним, что хотите». Мужчина умер, поскольку был очень ослаблен – одни кожа да кости. «Был еще один парализованный дед, которого привезла собственная жена и сын в «приемник». Я бежала за ними и просила поднять его на третий этаж. Но они были настолько перепуганы, что отказались. Оставили только номер мобильного телефона. И больше к нему не пришли, даже из морга не забрали тело. В этот период у нас работало три бригады скорой помощи! Вы представляете, три бригады на город с населением в 250 тысяч жителей! Люди постоянно спрашивают, когда будет так, как раньше? А я говорю, что у нас никогда не будет так, как раньше. У переживших войну в Горловке изменилось отношение ко всему: деньгам, власти, быту, друзьям и даже воде. Мы рады уже тому, что просто наступило утро. Тому, что прохожий улыбнулся. Мы – ни за левых, ни за правых. Нам нужен мир. Нам нужно, чтобы дети улыбались, а мы за свою работу получали достойную оплату. Даже когда была война, многие наши сотрудницы поставили для себя цель – ходить на работу накрашенными и в красивых платьях. Это позволило остаться людьми и привести свои мысли в порядок. Мы уже шутили, что если мы умрем, то умрем красивыми, а если настанет мир, то мы тоже встретим его достойно».


Казалось бы, война, но люди всегда выше ее. Нет руководства, значит, пришло время для самоуправления. Нет организации, значит, нужна самоорганизация. Город должен жить. Кто-то должен привозить продукты, кто-то лечить, а кто-то убирать мусор. Люди в один момент осознали свой долг перед обществом. Все те, кто еще вчера думал, как съездить на море и где купить новые сапоги. Люди поняли, что без них город умрет. Можете это называть общественным инстинктом самосохранения, или сумасшествием, но это так. Автобусы останавливались там, где это нужно было людям, льготники стали оплачивали проезд, понимая, что водителям не за что покупать топливо. Люди друг другу уступали место, пожилых пропускали вперед, старались не ругаться и не хамить. 

А когда водители легковушек видели беременную девушку, то останавливались и спрашивали куда ее подвезти. Это как у Джойса в «Улиссе»: «Я понимаю вашу позицию, хотя у меня лично в данный момент нет короля. Сейчас век патентованных лекарств. Здесь трудно вести дискуссию. Однако суть в следующем. Допустим, вы погибаете за родину. Не подумайте, что я желаю вам этого. Но я говорю: пускай моя родина погибает за меня. До сих пор она так и делала. Я не хотел ее гибели. К дьяволу смерть. Да здравствует жизнь!».


После увиденных изменений в горловчанах я стал еще более солидарен с джойсовским героем, что «Строителям клозетов и клоак никогда не быть господами нашего духа». Еще один медработник, а не так давно волонтер, также подтвердил перемены в тех горожанах, которые пережили войну. Но больше его потрясли те, кто возвратился: «Сейчас возвращаются те, кто не видел всего ужаса артобстрелов, и я замечаю, что в городе стало больше обмана, хамства и недоверия. С приезжими заведующими, врачами и даже санитарками в больницы вернулась субординация, интриги и начал пропадать дух товарищества. Снова появилась борьба за ставки и ночные дежурства. Когда мы работали под артобстрелами – все это было неважно. А теперь нам не верят, какой ад тут творился». По его словам, город разделился на «оставшихся» и «возвращенцев». Почему первые не любят вторых? Потому что не уверены в том, что те останутся, когда город вновь попадет под артобстрелы. И я думаю, что это противостояние будет еще долго, но…. Меня больше всего удивляет другая категория горловчан. Те, кто еще несколько лет назад уехал в Киев или областные центры Украины на заработки. Они истово бьют себя в грудь и рассказывают, что сами из Донбасса. Уверяют, что знают, как тут жить. Ненавидят «лугандонцев» и говорят, что Донбасс – это часть Украины, но…. Но они бросили свою Родину еще несколько лет назад. Не желали остаться и поднять восточную часть Украины на должный уровень. Они убежали от трудностей и поехали туда, где выше зарплаты и толерантнее народ. Они уехали за собственным счастьем, в поисках лучшей жизни для себя. Прав был Евгений Александрович, «Таков закон безжалостной игры - не люди умирают, а миры». И я рад, что вернувшись в Горловку, увидел рождение целой Вселенной миров с зародившейся новой жизнью.  Надолго ли – не знаю. Но одно то, что это произошло, уже дает надежду на возрождение Донбасса. Отступать дальше некуда.

Write a comment

Comments: 40
  • #1

    Горловчанин (Friday, 12 September 2014 15:54)

    Спасибо брат, простое человеческое спасибо от тех, кто все это видел и прочувствовал на себе, ты единственный, кто нес правду все эти тяжелые месяцы, когда горловские журналисты позорно бежали и теперь сотрясают воздух громкими речами от "говорящих касок" и лживой власти ...А остальные пусть дальше дерут глотку за "єдину" только вот нет ее уже "єдиної"....

  • #2

    Наталья (Friday, 12 September 2014 17:15)

    Ты УМНИЧКА ! Спасибо тебе.

  • #3

    freedom (Friday, 12 September 2014 19:12)

    Война еще не закончилась , еще предстоит многое нам пережить , но мы выстоим это точно !

  • #4

    Alyk (Friday, 12 September 2014 22:37)

    мне это все действительно важно, то что ты пишешь...
    спасибо.

  • #5

    Натали (Saturday, 13 September 2014 09:33)

    Спасибо! Именно Ваши заметки я искала, чтобы "выровнять" себя после ежедневного чтения и просмотра новостей о Горловке. И верила Вам потому, что мои ощущения (основанные на фактах, даже мелких и едва уловимых) такие же.

  • #6

    Егор Воронов (Saturday, 13 September 2014 11:51)

    Спасибо Вам, читатели, за добрые слова.

  • #7

    Оксана (Saturday, 13 September 2014 12:11)

    Спасибо! Читаешь и слезы наворачиваются. Спасибо всем кто рядом, кто понял цену жизни. Спасибо родной Горловке, родным стенам! Мы выживем...обязательно выживем не смотря ни на что!

  • #8

    veretsky (Saturday, 13 September 2014 16:04)

    Да, Оксана, у текстов Егора есть свойство вызывать у читателя искренние ответные чувства. Над одним блогом рыдал как младенец, и мне помогло, словно прорвало плотину в душе, стало всё происходящее яснее и выпуклым. Чётким. Сейчас дал зарок - держать слезы. Сдержал.
    Текст поймет только тот, кто остался. А приезжий хмыкнет, протроллит и пойдет дальше пить пиво. и это правда, что по этому блогу можно проследить все произошедшее. может получиться книжка. Да, в общем-то, уже получилась.
    Ах, да, искреннее спасибо всем медикам, которые выдержали весь этот ад, всем работникам морга. И не ждите, что оценят, похвалят. да Вы и не нуждаетесь ни в оценке и похвале чужаков. Вы нуждаетесь в уважении "оставшихся". И оно присутствует однозначно! я знаю, что проявилось во всех нас, переживших и переживающих этот кошмар. СОСТРАДАНИЕ. мы научились сострадать друг другу. а кому было неведомо это очень сильное божественное чувство, тот просто истёк, отклонился и будет жалеть потом до самого своего жизненного конца. Господь не дает препятствий не по силам.

  • #9

    катя (Saturday, 13 September 2014 22:36)

    Спасибо Вам! все так

  • #10

    Прохожий (Sunday, 14 September 2014 01:23)

    Спасибо за записки. Спасибо за блог. Спасибо за труд.
    Люди Донбасса, а в частности горловчане! Будьте здоровы и счастливы! Мирного неба над головой вам и вашим деткам! Храни вас Господь.

  • #11

    позорно бежавший не журналист (Sunday, 14 September 2014)

    Вот только не надо идеализировать Горловку. Егор Воронов, как всегда, и вашим, и нашим. Пофиг, кто будет у власти - им лишь бы "деньги платили да стабильность была"?Сами позвали в свою жизнь ДНР, а потом обижаются, что страна террористов изгоняет, а страдают все? Вам плохо было при украинской власти? Так меньше надо было воров выбирать. Чего ж тогда молчали? Вам Абвер и Без ближе по духу? Организованность и человеколюбие, как видите, улетучилось ровно на другой день, как перестали стрелять. Не идеализируйте этот город. И не оскорбляйте тех, кто уехал - не от хорошей жизни это случилось, а потому, что вот такие добрые доносы одним за другим строчить стали - родная среда появилась. Вы Рыбака убили только за то, что он флаг украинский хотел поднять! Или - с вашего молчаливого согласия его убили. А Воронов это красиво описал в свое время. Слезы они теперь льют... Земляки...

  • #12

    Виктор (Sunday, 14 September 2014 14:28)

    "Вы Рыбака убили только за то, что он флаг украинский хотел поднять!" Дурак ты, а не журналист, разобраться во всем, все по полочкам расставить и понять, что возможно его убили свои для тебя видать не судьба, ибо Рыбак был далеко не дурак и бывший мент. Хотя кому я рассказываю, вы его теперь на знамена подняли, хотя в свое время гнобили и насмехались, двуличность так и прет. Правильно говорят об этой профессии, что она рука об руку с проституцией идет.

  • #13

    Ирина (Sunday, 14 September 2014 14:40)

    Спасибо! Счасья и мира моему родному Донбассу!

  • #14

    Александра (Sunday, 14 September 2014)

    Спасибо за искренность и правдивость этого блога.

  • #15

    Егор Воронов (Sunday, 14 September 2014 19:19)

    Для "позорно бежавший не журналист". Хочу Вам одну вещь сказать, уважаемый. Когда задаете вопрос - внимательно читайте то, к чему вы этот вопрос задаете. Или то, к чему вы выражаете недовольство. Я не говорю о тех, кто уехал во время ДНР или начала АТО. У меня к этим людям претензий вообще нет. Я понимаю, что уехали они не от хорошей жизни. В том числе многие журналисты. Я говорю о тех, кто свалил из Донбасса ТРИ, ПЯТЬ, ДЕСЯТЬ лет назад. Или год назад. Это те люди, которые утверждают, что Донбасс - это часть Украины, но работать и возрождать эту часть Украины в мирное время не захотели. Они не захотели ее поднимать до любимого им Киева или Львова. Они не захотели поднимать ни культурный, ни экономический, ни социальный уровень Донбасса до так ими обожаемого западно- или центральноукраинского. Они просто свалили. Именно поэтому я утверждаю, что они не имеют никакого права говорить от имени Донбасса. Пускай хоть двести раз родились и выросли в Донбассе. Мной уважаемый Владимир Иванович Рыбак всю свою жизнь посвятил Донбассу и в самые трудные для этого региона времена никуда не свалил. И я уважаю его за принципиальность, за что многие его "соратники" в то время презирали.
    Об идеализации. В тексте я привел разные стороны горловчан во время войны - как хорошие, так и плохие. Но я действительно акцентировал внимание на хороших, поскольку война и так не очень приятное время. И я горжусь теми, кто остался Человеком и даже больше того.
    О вашим, и нашим. Вы никогда не задумывались над вариантом - "ни вашим, ни нашим"?

  • #16

    veretsky (Sunday, 14 September 2014 20:03)

    убивать Рыбака не было никакого смысла. А вот сотворить провокацию - пожалуйста. Пообщайтесь с его супругой. Несчастный был неугоден всем, в том числе и "оранжевым" (вернее, теперь уже "кровавым"). Когда закончится война и будет проведено расследование (а оно будет проведено) и поймают соучастников, исполнителей, вот тогда и узнаем правду. Такие преступления замолчать не получится. Они без срока давности.

  • #17

    Гость (Monday, 15 September 2014 08:14)

    Блог "заблудившегося ДНРовца" - надо называть вещи своими именами.

  • #18

    Милена (Monday, 15 September 2014 10:18)

    Егор, спасибо за заметку... Я не из Горловки.... У меня брат там... Днр-овец... Я - из "другого лагеря"... Все хотела понять, почему же так все произошло и, прочитав эту статью думаю, поняла...
    Когда к нам прибыли первые беженцы, для нас было дико-непонятным их ошарашенный вид после поездок по городу. Беременной место уступили в маршрутке.... Водитель маршрутки помог коляску затащить... На рынке ни разу не обматерили... Бесконечный поток одежды, продуктов и пр. от неизвестных людей и т.д. и т.п. И вот ваша статья о "переменах" у вас... Господи, да неужели ван нужен был страх смерти, что бы вы начали ценить то, что у вас есть и того, кто рядом с вами?! Неужели нужно было похоронить тысячи вокруг себя, чтобы понять, что нет и не будет никогда такой власти, которая бы сделала вас счастливыми, кроме вас самих?!
    Я вам приведу слова одного своего знакомого, недавно вернувшегося из ДНР-овского плена. "Ребят. Да они такие же как и мы! Дай им того же Ахметова, они порвали бы его, как тузик грелку! Они точно так же, как и мы хотят строить и развивать СВОИ города, СВОИ дороги, СВОИ предприятия. Они так же не хотят "кормить" непонятно кого у кормушки власти. Да, если бы кто-то в свое время, не накрутил их против других украинцев и не вложил им в головы, что Россия ихнее фсё, они были бы одними из самых крутых майдановцев. Вот как их "раскодировать"?!"
    Как, а?.. Мы же не враги... Мы сами прекрасно видим и понимаем, что те, кто сейчас у власти, далеко не желаемый, а самое главное, не окончательный вариант. Что там еще чистить, чистить и чистить... А мы с вами на что тратим время? На что мы гробим лучших, активнейших людей, что с одной, что с другой стороны? На что убабахиваем кучу СВОИХ денег и сил?
    ...

  • #19

    Alyk (Monday, 15 September 2014 10:34)

    удивительно, как наглухо Закодированные постоянно хотят кого-то Раскодировать...

  • #20

    Милена (Monday, 15 September 2014 11:12)

    Alyk, а мне удивительно, что во всем моем посте вы замелили только это... Может и вправду "у кого что болит, тот о том и говорит"?...

  • #21

    Alyk (Monday, 15 September 2014 11:42)

    Да, Милена. Говорю о том, что болит. Что-то не так?

  • #22

    Милена (Monday, 15 September 2014 12:00)

    Ну, раз болит, значит уже что-то не так... Я человек отзывчивый, может смогу чем-то помочь...

  • #23

    Егор Воронов (Monday, 15 September 2014 12:11)

    Милена, вы поднимаете тему, о которой можно писать полотна комментариев. Кое на что попробую ответить. Во-первых, для меня есть два лагеря - Люди и Не-Люди. Я за "лагерь", где в человеке ставится на первое место Человеческое. И этот "лагерь" не зависит от политических названий партий, государств и военных сил. В этот "лагерь" входили Достоевский, Толстой, Иван Франко, Ремарк, Цвейг, Хеменгуэй, Бредбэри и еще многие и многие светлые люди.
    Что же касаемо зеркальных отражений "майдан" и ДНР - я уже писал об этом еще полгода назад. Люди Украины должны были понять изначально, что в стране необходимо социальное (классовое) противостояние, а не национальное. Далее. Я три недели был в Украине - и не увидел там вежливости и изменений к лучшему. Это те же самые обуржуазенные потребители, которых полно и у нас. Особенно в Днепропетровске - никто не уступает место старикам, хамят и думают о своей шкуре. И это при том, что там зашкаливающий уровень украинской сознательности. А реэвакуанты (те кто еще недавно был беженцами), как это не скорбно сознавать, привозят к нам старорежимное отношение к миру.
    Да и еще. Еще в ноябре я писал (статья "Евромайданы - как оправдание собственной национальной лени"), что Европа начинается с головы человека, а не Майданов. В украинцах давно копилась ненависть "ко всему плохому", чтобы защитить "все хорошее". Донбасс никогда не считал Яценюка-Турчинова-украинский национализм на стороне "хорошего", потому он не поддержал Майдан. С этого момента и пошел радикальный раскол. Ведь в 2010 году люди в Донбассе голосовали не за Януковича, а против Тимошенко. А тут бац! и тимошенковцы у власти. И приходят они к власти в обход мнению Донбасса. Что было дальше - знают все.

  • #24

    Alyk (Monday, 15 September 2014 12:25)

    Помогите, Милена, помогите! Объясните вашим друзьям, что не нужно идти воевать против днр-овцев... раз вы уже теперь знаете (раньше нада полагать не знали просто), что они такие же - как вы!

  • #25

    Милена (Monday, 15 September 2014 13:42)

    Alyk, а что делать с теми, кто просит: "освободите нас от этих орков"? И их не мало...

  • #26

    Любовь (Monday, 15 September 2014 13:44)

    Спасибо автору. Очень нужны новости именно от тех,кто остался в Донбассе, кто переживает такие трудные времена. Никогда не думалось,что вообще возможно такое в Украине. Война - это страшно во всех отношениях. Не хочется гибели и страданий людей ни с какой стороны. Особенно страшно,что это братоубийственная война. Так хочется донести до всех: ничего не стоит человеческой жизни, ни какая политика, экономика или идеология. Но почему-то жизни украинцев обесценились. Нас принесли в жертву. Спасибо всем,кто остаются людьми, пережив ад, продолжает выживать в таких трудных условиях. Хочу предложить ссылку на фильм-анализ того,что происходит в Украине. http://www.e-news.su/in-ukraine/25466-zhertvoprinoshenie-ukrainy.html

  • #27

    Alyk (Monday, 15 September 2014 14:19)

    Милена! Я про Этих Орков ничего не знаю (больше про Тех слышал). Поэтому не подскажу. Обратитесь на ресурс, где про них знают больше. И там вам обязательно подскажут - что делать. Не сомневайтесь.

  • #28

    Антон (Monday, 15 September 2014 14:30)

    Автору огромное спасибо.
    Сам сидел в Петровском районе Донецка все это время. Нам тут тоже много досталось. Бегал помогал тушить пожар у соседей. Там дедушка с бабушкой живут и после зажигательных снарядов сгорела их летняя кухня. Вода была, но ведро набиралось минут 5. Они бедные рыдали. Читаю все это и вспоминаю...
    Также хочу сказать отдельное спасибо всем электрикам, газовщикам и другим работникам. У нас по улице даже мусор убирали практически до последнего. Им всем в первую очередь памятник поставить надо. Спасибо всем, кто это пережил и оставался человеком!!!

  • #29

    MARK AVRELIy (Tuesday, 16 September 2014 17:56)

    Alyk и автор блога (или это одно лицо?). Не могу уловить ваш «посыл миру». Запугать оставшихся в пределах ДНР и ЛНР людей окончательно и убедить россиян, следящих за блогами, в их «верном видении дел на Украине» (согласно российских масс-медиа)? Лишний раз сказать им : «за пределами теперь уже практически резервации (сама в шоке, но фактически получается что так) жизни нет. Да. Да. Я точно знаю. Я там был (аж целых 3 недели и в 2-х городах(аж)) все увидел все понял!?» Наблюдения Ваши, конечно же правдивые, лично для Вас, потому что Вы нашли, то, что искали. Но Автор, не пытайтесь обмануть сам себя. И не уводите в страну обманную других. Да. Украина лоскутная. В каждой области. Что там. В каждом городе своя Республика. Со своей спецификой. Со своими нравами и прядками. Со своей культурой. Если мерять по «уступать место старикам»… Да. Не всегда у нас в городе уступают место старикам, но детям и беременным-всегда. И (даже!) иногда мужчины уступают место мне.
    Я довольно много знаю про народ Украины. Уж точно больше Вас. Потому, что наблюдала за ним (глазами своих друзей) не 3 недели, а последние 8 лет. Я могу ответить на Ваш, Егор вопрос из предыдущего блога: «что ты сделал для объединения Украины»? Один пустяк- чат людей со всех областных центров Украины. Да. Мы все разные (от мечтателей до прагматиков), но разумные люди всегда найдут общий язык. Именно этим мы, наверное, все эти годы и занимались-поиском консенсуса в любой ситуации. А еще, наш чат-Солярис (в выкроенное от основной работы время) иногда «думает» о будущем.
    Вы думаете о будущем? Какое видение у Вас? Почему Вы отталкиваете людей, которые пытаются достучатся к Человеку в Вас (таких как Милена, например)?
    Я точно стремлюсь в лагерь Людей. Люблю Хайнлайна и Бредбери, и…. А еще полгода как появилось хобби (под впечатлением театральной постановки)- дописывать «плохие концы»- «шукати вихід у безвихідді». Єто был «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского. Но в вольной театральной трактовке Герой так и не проснулся-остался жить в испорченном им мире... Мы живем в таком же несовершенном мире. Только мы живые, потому обязаны искать выход. И пусть кто-то называет наши мечты Утопией. Но: «Не заслуживает даже и взгляда такая карта мира, на которую не на
    несена Утопия» Оскар Уайльд

  • #30

    Егор Воронов (Tuesday, 16 September 2014 19:32)

    Уважаемый MARK AVRELIy, Вы тоже кой чего не понимаете. Я - обычный человек. Хожу по городу пешком, покупаю еду в обычным магазинах и не стремлюсь кем-то там управлять. Мои убеждения - анархические. И вот так в жизни получилось, что этот обычный человек еще и пишет. У меня нет "посылов миру". Миру на меня глубоко... ммм.. наплевать. Я пишу то ,что думаю и вижу. И не призываю со мной никого соглашаться. Вопрос читателя - верить мне или нет, обыкновенному человеку. Я никого не запугиваю - я говорю то, что вижу. Если Вы невнимательно читаете мой блог и не понимаете, что я не приверженец России в том виде в каком она существует сейчас, то... тут я бессилен. В Вашу голову я насильно не лезу и не собираюсь. Сами пришли, сами сделали выводы, сами сложили факты в устраивающую Вас картину мира. Не верите человеку живущему сейчас в Донбассе - не верьте. В вопросы веры я не лезу.
    Что касается 3 недель.... Очень меня умиляет эта позиция. Вначале подобные Вам люди говорят: "Да ты поезжай в Украину сейчас, глянь какие тут люди". Поехал - глянул. "Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… национальный вопрос только испортил их…", - перефразируя классика, скажу я Вам. Но как только я уехал, сразу же началось: "А свалил-то автор из Донбасса". Ну, я вернулся, а мне теперь и говорят: "Аж целых 3 недели и в 2-х городах(аж)) все увидел все понял!?". Извините, не могу я разорваться, чтобы наблюдать что там и там. Трех недель мне хватило с лихвой, чтобы посмотреть на "достижения Майдана, "жизнь по-новому" и перспективы государства". Не в двух, а более полутора десятках.
    Я рад, что Вы наблюдали Украину глазами своих друзей аж 8 лет. Я же ее наблюдал не только глазами друзей, но и своими, три десятка лет. И все эти годы не разделял Донбасс и Украину. Мы жили в одной стране, смотрели одни СМИ, законы были одни, зарплаты и отношения.
    Спасибо за рекламу Вашего чата. Но знаете... ИМХО... я всегда считал, что токари на заводах, врачи в больницах и инженеры в СКБ делают больше для Родины, чем составители чатов. И да, больше, чем блогеры.
    Мое видение будущего Украины, как и всего мира (и моего региона в частности) следующее: социализм - коммунизм - анархизм. Эволюция граждански ответственного и социально ориентированного общества. Общества, где нет ненависти на национальной почве, где потребительство уступает место созиданию, где люди ценят друг друга не по социальному статусу, а по умениям и профессиональным способностям. Для более детального "что Егор Воронов" видит в развития общества можете заглянуть в труды князя Петра Алексеевича Кропоткина. Начать можете с "Хлеб и воля".
    А Утопией... Не говорите мне об Утопиях - я не меньший специалист в этой отрасли, чем вы) Милене я благодарен за ее позицию и точку зрения. Тем более, что во многом я с ней согласен. Только ее вопросы не ко мне. Я не поддерживал никогда войну. И не поддерживал то, что в Украине назвали Национальной Революцией. Да и вообще считаю, что революционный путь - крайний путь. "Крайности" в Украине в 2013 году не было.

  • #31

    MARK AVRELIy (Tuesday, 16 September 2014 20:36)

    Раз Вы так многословны, значит я достучалась. Один Ваш знакомый (который хотел стать Вашим другом, но так и не успел), эмигрировавший из Горловки написал 2 месяца назад:
    «-Анархист-идеалист. Просто бредит самостоятельостью Донбасса, совершено не обращая внимания на объективные факторы несостоятельности этой идеи. Но статьи пишет!.. Очень разнопланов в этом плане, разностилистичен...
    -и что даст самостоятельность сейчас? он хочет построить Швейцарию? или что хочет построить?
    -Я ж тебе и говорю - он не обращает внимания на объективную реальность. Он живет в 1918 году прошлого века и обожествляет товарища Сергева (Артема). Как и многие талантливые люди он живет в придуманном мире.»
    «Мы жили в одной стране, смотрели одно СМИ…»… И в тоже время ничего не знали ни про Горловку ни про Донбасс. Про многие города Украины. Ваш блог открыл мне Донбасс, которого я не знала. Спасибо. 2 месяца назад мне так хотелось сказать: поедьте за пределы Горловки...Вы это сделали сами. И очень хорошо, что сделали.
    «не верите человеку, сейчас живущему на Донбассе». Почему же? Я Вам верю. Только пожалуйста, возвращайтесь из 1918го в 21й век.
    Кстати. Созданный мной чат-моя добровольная,и безвозмездная на меня же нагрузка. В него попасть «извне» невозможно. Потому никакой рекламы нет... Я загруженный работой IT-менеджер. И считаю, что довольно много сделала для своей компании, т.е. и для страны.

  • #32

    Alyk (Tuesday, 16 September 2014 22:32)

    Егор! Я за пределами Горловки)), я из Киева - как написал тебе с самого начала. Наблюдаю за миром более 8 лет))

    Хочу сказать, что все же Посыл Миру у тебя есть. Я, к примеру, его разделяю. И в этой статье, и в комментариях к ней самих горловчан, как по мне, он предельно конкретизирован . Мне даже жаль, что я вступил в Разборку именно в этой ветке...

    У нас попросту дифицит совести сейчас. Совесть осталась только у старых людей Труда. Сегодня вместо совести можно найти много разных заменителей (тем, кого этот вопрос вообще беспокоит).

    IT-манагеры и многие разные другие (ежеминутно помогающие своей стране) - которые как ты не ходят по городу пешком)) - полагают, что совесть можно заменить некими системными скриптами и настройками.

    Нифига, я думаю - не получится. И что-то такое видимо у них глубоко в душе ощущается, раз лезут сюда со своими полотнами.

  • #33

    Егор Воронов (Wednesday, 17 September 2014 12:55)

    Уважаемый (-ая), MARK AVRELIy, ко мне может достучаться любой. Я ж не политик, мне не влом ответить человеку, если он мне пишет и ждет ответа. А писать на большой комментарий маленький ответ - считаю неэтичным. Вы же старались.
    Да, анархист-идеалист. И я этим горжусь. Но.. Я не считаю, что сейчас возможно построение анархического общества. Это вопрос десятилетий, а то и столетий. Я считаю, что нельзя построить сейчас анархическое общество путем уличной революции. Революция должна идти в головах, без этого любая уличная деятельность обречена на провал. Я за эволюционный путь анархизма.
    Очень показательна история с анархической организацией "Народный Набат", поддержавшей националистов вкупе с либералами, а по итогу так ничего и не добившейся. Ну, чесались у людей кулаки - понимаю. Но, прежде, чем их чесать, нужно думать, а потом уже развязывать кровавую бойню. На них в том числе лежит вина в том, что у власти снова олигархи и людоеды-либерасты. Я вообще не могу понять как люди, выступающие за безгосударственное общество, поддерживают единство государства и рвут за это ж..ы.
    Да, мне импонирует идея Артема и ДКР. Но... И это существенное "но". К этой идее Донбасс, по моему мнению, должен был прийти через рост гражданской сознательности и собственного трудового самоосознания. Я всегда был за "шотландский" вариант самостоятельности, а не "ирландский". За эволюцию, а не революцию. И мне не нравится как и благодаря кому произошло восстание в моем регионе. Да большая часть тех, кто с ДНР не знает кто такой Артем и что такое ДКР.
    Да - разностилистичен. Потому что пишу, как думаю я, а не как кому-то нужно. Насчет "самостоятельность сейчас". Человек, хотевший стать мне другом (наверное, это у него вышло бы с трудом, поскольку друзей у меня единицы, слишком я серьезно отношусь к этому слову) видимо читал не все мои статьи. Советую вот эту - http://gorlovka.ua/news/article/6194 Полный вариант можете найти от 7 апреля у меня в "Блоге". Почитайте внимательно и задайте себе вопрос зачем вы мне задаете вопросы не по адресу.
    А на счет компании.... Не всегда у нас интересы компаний отвечают интересам страны. Но Вас я не знаю, а потому о Вашем вкладе в судьбу страны судить не могу. Об отношении к IT-менеджерам я уже написал.
    Еще раз спасибо за высказанное Вами мнение. Оно действительно ценно.

  • #34

    MARK AVRELIy (Wednesday, 17 September 2014 18:43)

    Почитала Вашу, Егор, ссылку. «..Да, я испытываю гордость за Донецко-Криворожскую республику, которая просуществовала несколько месяцев и вошла в состав УССР. И если бы не решение товарища Ленина, то существовала бы она и по сей день.» …«если бы»…. Ну не получилось бы. Как и сейчас не получилось. Слишком маленькая «боевая единица» во враждебной среде. А гордость за свою Родину- хорошее чувство. И историческая память это хорошо. Если на тысячелетие копнуть? Где столица при Святославе была? Мы брали Константинополь. От нас Русь пошла….
    А касаемо закона Ньютона. Классическая физика в 21м веке стремительно «пересматривается». Кто-то из ученых выдвигает гипотезы, что «материи может быть больше, чем антиматерии"… Я утрирую. Но «если бы» подобное допущение было верным, то тогда и добра, в принципе, может быть больше, чем зла. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» поет Макаревич и оказывает равное противодействие попытке его прогнуть. Что в итоге? Новая песня-«бесвихідь». Может не стоит оказывать линейное противодействие? Я не его фанат. Но кто-то же из российских менестрелей должен написать россиянам новую песню? Задать новый вектор движения. И кто-то на Донбассе должен его задать. «Отступать дальше некуда» гласит блог. Раз некуда, то нужно выходить из тупика. Может быть искать морального лидера, который предложит новые идеи.
    Удачи Вам, Егор и всем хорошим людям (и тебе, Alyk в том числе-большому знатоку человеческих совестей и душ)

  • #35

    Oleg (Tuesday, 14 October 2014 22:17)

    К сегодняшней статье на 062 (записки 1410) - не надо описывать , наберись уже мужества называй все своими именами ( а то прям описание путешествия барина из новогорловки в Донецк) , обо всем не буду, а вот про обстрел Комсомольца в воскресенье оч хочу добавить- начали комбаты, притащили на авто миномет и пульнули раза 3-4 в сторону Дзержинска, затем быстренько свернулись и свалили (масса местных может данный факт подтвердить) потому что знали последствия и все равно сделали -ведь стреляли из жилого массива ГДЕ ПРОЖИВАЮТ МИРНЫЕ ЛЮДИ. Ответ не заставил себя долго ждать- ровно 3-5 минут и стрелецкие позиции накрыл град ВСУ (примерно 8 выстрелов)- но камбаты давно тютю - погиб один мирный житель, одим дом сгорел еще 7 получили повреждения. Вот оно пиримирие и доблесть воинов.

  • #36

    Егор Воронов (Wednesday, 15 October 2014 18:44)

    Олег, если можно - комментарии к "Наблюдениям" в ФБ или ВК, туда, где они размещаются изначально. Спасибо за информацию. Я не знаю кто там первый, а кто второй. У меня нет источников информации среди военных ДНР или Уркаины. Вопрос к вам. Пускай первыми "пульнули" ДНРовцы, но повод ли это к тому, чтобы ВСУ било по жилому массиву, откуда по ним "пульнули". Украинская армия такая наивная и считает, что комбатанты будут стоять на месте и ждать их "ответки"? У них нет данных? Или, может, если это антитеррористическая операция, то и стоит действовать антитеррористическими, а не артиллеристско-военными методами? То, что ДНР первыми "пульнули", на мой взгляд, не оправдывает удары ВСУ по жилому массиву. ИМХО.

  • #37

    Уроженец Горловки (Monday, 20 October 2014 00:45)

    Вот интересно. Допустим, Егор ситуацию: Вы военный, у Вас есть подчиненный Вам взвод, за который Вы отвечаете. У Вас есть боевая задача, которую необходимо выполнить, и в распоряжении есть артиллерия. По Вам бьёт миномет из жилого массива, специально прикрываясь мирным населением. Будет с Вашей стороны "ответка" или похоронят Вас и Ваш взвод. Что по Вашему "антитеррористический метод"? К сожалению, вы не военный специалист и не имеете права обсуждать оправданность действий ВСУ, правы они или нет.

    Плохо то, что каждый считает себя мега специалистом в том, в чем он не компетентен будь то Вы или многоуважаемый Alyk, великий знаток душ и "совести человека Труда", правда с "дифицитом" элементарной грамотности. Что ему какие-то IT-манагеры и многие разные другие (ежеминутно помогающие своей стране) - которые как ты не ходят по городу пешком)). Они же все бессовестные! Скрипты какие-то пишут... Непонятные для него... Если бы не они, то Alyk бы не в блоге умничал, клавиши нажимал, а писал бы на бумаге и отправлял письма не кликом мышки, а письмо привязывал к почтовому голубю... А здесь "Каждый суслик - агроном!"

    И вообще, каждый труд почетен. И вклад каждого в общее дело не стоит недооценивать. Сидеть дома и пердеть в диван конечно же легче чем заниматься сложным и запутанным миром электроники, строить ракеты, писать сайты или точить детали. И не Вам, Alyk мерятся гениталиями с кем-либо другим представителем IT-индустрии. А хамить женщине это уже минимум как-то не по-мужски.

    P.S. MARK AVRELIy спасибо Вам за то, что Вы есть. За проявление Вашей гражданской позиции и трезвость в оценке окружающей ситуации. Уважаю, сам IT-шник.

    С Уважением к Вам.

  • #38

    Егор Воронов (Tuesday, 21 October 2014 08:55)

    Уроженец Горловки, не хочу я представлять, что я - военный. Вот просто не хочу, потому что я против войны. Именно потому, что я не имею права что-то обсуждать. Именно потому, что сыновья пославших меня на фронт прохлаждаются в тылу. Именно потому, что Семены Семченко не погибают смертью отважных храбрецов, а их батальоны меняют уже третий состав. Именно потому, что война - это исторически гопнический способ решения проблем.

    Вы играли когда-нибудь в Counter-Strike? Вы там видели, чтобы против террористов применяли "Грады" и минометы? Если террористы по вам стреляют, то это не значит, что вы должны убить террористов, а заодно и заложников. Либо пусть ВСУ действует в рамках антитеррористической операции, либо признает, что ведет войну. Гражданскую войну.

    Лично я против IT-шников и их труда ничего не имею. Просто почти все работники этой сферы, которых я встречал (были и исключения), не уважают труд работников промышленности, считая, что именно они кормят страну. Я - не промышленник, не рабочий, не ИТРовец, но я... я уважаю этих людей за их труд, за работу и за вклад в экономику страны. Я уважаю их труд больше своего.

    С неменьшим уважением к Вам.

  • #39

    Уроженец Горловки (Tuesday, 21 October 2014 21:02)

    Егор, мы все против войны, я в том числе. Война начинается тогда, когда заканчивается дипломатия, когда договариваться некому и не с кем...

    Что касается Семенченко. Его батальон ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ. Насильно туда никого не забирают. Состав меняется - это логично, уходят старые - приходят новые. Вас лично на фронт никто не посылает.

    Напомню и Вам сюжет игры Counter-Strike, хотя он мало что общего имеет с реальной антитеррористической операцией. Целью игры является вывод заложников из ограниченной зоны (для CT) и их удерживание (для Т) либо полное уничтожение врага. У обоих сторон приблизительно одинаковый по характеристикам набор СТРЕЛКОВОГО оружия и гранат БЛИЖНЕГО боя.

    В описанной Вами ситуации миномет это артиллерийское оружие. Поэтому все не так просто как в игре. Вы же не побежите на танк с рогаткой? Разнообразное оружие, которым располагают террористы не позволяет локализовать и устранить конфликт. Ни в одном локальном конфликте террористы не располагают зенитно-ракетными комплексами для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на средних высотах такими как ЗРК "Бук" из которого сбили лайнер Малайзийских авиалиний. Получилось что обезьянам выдали по гранате. В каких рамках прикажете действовать в данной ситуации.

    И ещё. Как только закончатся внешние враги появятся внутренние. У людей, которые дополнили свою несостоятельность не умом и принципами, а автоматом Калашникова. Я думаю, что просто так свои "палочки-выручалочки" боевики не сложат и не пойдут обратно в шахту или на завод.

    По поводу IT-шников, я бы на вашем месте не спешил с выводами. Неуважение к людям труда - это в первую очередь недостаток воспитания а не профессиональная деформация. Мне тоже попадались шахтеры, которые не уважали мою профессию. И нет смысла измерять и сравнивать вклады определенных профессий в экономику страны. Люди всякие нужны, люди всякие важны.

    С Уважением к Вам.

  • #40

    Oleg (Friday, 24 October 2014 17:36)

    Очень жаль Егор , что вы не осознаете того- кто изначально является зачинщиком данного конфликта. А ваша позиция относительно того что ВСУ не имеют права отвечать на огонь на поражение из жилого массива очень напоминает позицию ПНХ в Крыму -пусть они попробуют стрелять в мирных граждан, мы будем позади. Армию ВСУ называть наивной это не очень правильно - любое действие порождает противодействие, а если не указывать кмб-м на их место при обстрелах тогда чего такая армия стоит. Я думаю вам нужно определиться с вашей позицией нельзя белое называть серым , а два стула занять всегда сложно. Нельзя прикрываться лозунгом - мы против войны, а дальше... Ахметов вот например хотел гудками навести порядок в Донбассе, к чему это привело мы с грустью наблюдаем каждый день.