Культура видится на расстоянии. И по Сети...

о некоторых аспектах сетевой культуры общения
Какие ресурсы вы предпочитаете? Что считаете важным в сетевом общении?
Что такое сетевое общение, нужен ли этикет в сети?
Нравится культурное общение по интересам (9)
Привлекают ресурсы скандальной тематики (с «перчинкой») (0)
Сам использую ненормативную лексику, люблю крепкое словцо (0)
Мне всё равно (0)
Не привлекает общение в сети (1)
Всего голосов: 10
Опрос закончен.
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
По материалам статьи Бражник А.В. пресс-секретаря компании Sibilant Interactive
Источник http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=162

Культура видится на расстоянии. И по Сети...

В культуре основанием служит вершина.
(Григорий Ландау)

Бурное проникновение Интернета в повседневную жизнь привнесло в наш язык достаточное количество понятий, которые постоянно используются для описания реалий виртуальной среды, но до сих пор не закрепились в единственно употребляемом значении. Для называния того или иного явления информационного общества разные пользователи Сети могут применять различные обозначения. И наоборот, описывая различные понятия пользоваться одним и тем же словом. По всей видимости, подобное положение дел обусловлено, в первую очередь, стремительностью развития Интернет-технологий и относительной новизной обусловленных ими явлений. Формирующаяся Сетью терминология только-только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. Но в массе своей обусловленные становлением Интернета явления, большинству из которых нет и десятка лет, еще не кодифицированы в языке. К таким терминам относится и понятие сетевой культуры. Попробуем разобраться, что же это такое.
Культура Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культурный Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурный человек. Культурное общество. Культурно себя вести.(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка)
Определением сетевой культуры может считаться соблюдение определенных поведенческих норм и правил при использовании материалов Интернет-ресурсов, а также нравственных требований в процессе коммуникации внутри Сети.
Под сетевой культурой можно понимать высокий уровень развития пользовательских навыков, а также умение эффективно работать с информацией, как получая ее из Интернета, так и размещая в Сети.
Еще более обобщая выделенные понятия, мы приходим к тому, что в первом случае речь по сути своей идет о культурном уровне и воспитании человека, с помощью современных информационных технологий включенного в коммуникативный процесс, а во втором – о его степени образованности.

Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.
(Алберто Моравиа)
Перефразируя известного итальянского писателя, не заставшего эпохи расцвета Интернета, можно сказать, что в наше время «неграмотные» также умеют (а уж до чего любят!) пользоваться Интернетом. Поражает воображение количество размещенных в Сети и названных громким словом сайт «личных» страниц. Установленные на них счетчики посещаемости упрямо показывают, что данная информации интересна исключительно владельцам этих ресурсов. Или Интернет-страницы с отсканированными из книг текстами, - монотонные, без единого намека на интерактивность. Удивляет инертность и лень старшеклассников и студентов, способных отыскать в Сети множество рефератов по нужной теме, но не утруждающих себя хотя бы скомпилировать из найденной информации собственную работу: меняем титульный лист и сдаем. Безусловно, каждый из перечисленных случаев в большей или меньшей мере требует наличия у человека тех или иных знаний и навыков создания или использования Интернет-ресурсов. Но и медведей в цирке ставят на коньки и выпускают на лед, только от этого их не начинают считать спортсменами. Так и с понятием сетевой культуры как уровня образованности или набора определенных навыков. В этом смысле сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в формате Интернет-ресурса или найти и использовать необходимую информацию. Сюда можно отнести композиционное построение текста, наличие гиперссылок и переходов, удобство меню, выдержанный стиль, - при создании сайтов, - и умение ориентироваться в Сети, а также уверенное использование всевозможных Интернет-коммуникаторов и различных сервисов, - для рядового пользователя. Причем, с развитием сетевого пространства граница между «созидателем ресурсов» и «исключительно пользователем» постепенно стирается. С другой стороны, важно помнить, что со временем, по мере развития технологий, количество требований к культуре подачи и использования информации только увеличивается.

Сетевая культура как сетевая культурность
Одно из наиболее удачных, определений сетевой культуры в значении культурности, которое можно отыскать в Интернете, звучит следующим образом: «Сетевая культура - это бытование ценностей в глобальной электронной среде» (Л.В. Нургалеева, Дихтомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества, ж-л «Гуманитарная информатика»). В таком понимании сетевая культура одновременно и формирует сетевую среду, и формируется ею в содержательном плане. То есть, общий культурный уровень сетевого сообщества определяется совокупностью ресурсов, имеющих художественную, образовательную, научную и др. (развлекательную, в конце концов) ценность. Таким образом, можно выделить составляющие сетевой культуры в значении культурности: во-первых, это художественная ценность контента, во-вторых, образовательная и научная польза конкретных ресурсов и, наконец, культура общения на всевозможных форумах, в блогах и в чатах. Учитывая разнородность тематической направленности информационных ресурсов и форму подачи информации на них, можно говорить о наличии в Интернет-среде множества субкультур, формирующих внутри себя собственные нормы и правила сетевого поведения.
Говоря о формировании сетевой культуры, можно предположить, что процесс этот определяют наиболее популярные информационные и образовательные ресурсы. К таковым можно отнести Интернет-СМИ, электронные библиотеки, каталоги, архивы и т.д. В меньшей мере к ним относятся личные блоги пользователей Сети, поскольку постоянная аудитория отдельных, даже самых популярных дневников, как правило, меньше аудитории перечисленных выше электронных ресурсов. С другой стороны, каждый пользователь блога волен максимально свободно обустраивать собственное пространство. Формируя свою ленту записями других пользователей, меняя список друзей, владелец дневника способен контролировать не только объем и содержание, но и стилистику принимаемой информации. Таким образом формируются сетевые островки единомышленников, - группы людей, близких по духу и манере общения. Сообществ таких великое множество, это дробит общий «культурный эффект» от блогосферы в целом. Но ощущение сопричастности и комфортная атмосфера для конкретного человека (владельца дневника и его друзей) внутри отдельного блога, безусловно, имеет свое влияние на включенных в это сообщество людей.

Не кормите троллей!
Во многом стиль поведения людей внутри разнообразных сообществ обусловлен предоставляемой Интернетом возможностью анонимного общения. Эта особенность породила явление, имеющее прямое отношение к сетевой культуре и называемое троллингом.
Согласно «Википедии», в Интернет-терминологии слово «тролль» означает человека, размещающего в Сети (в форумах или блогах) провокационные сообщения, которые оттягивают на себя внимание и мешают обсуждению заявленных тем. Тролль хочет почувствовать свою значительность и популярность, произвести неизгладимое впечатление, и для этого пускает в ход любые средства. Обычно это люди, страдающие комплексом неполноценности, разочарованные или уставшие от повседневной рутины. Таким образом люди просто выплескивают в Интернет накопившиеся у них негативные эмоции, параллельно стараясь повысить собственную самооценку. И чем более бурно реагирует сообщество на провокации тролля, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора. Призывы пользователей Сети не идти на конфронтацию с провокаторами в настоящее время обрели широко употребляемую в Интернет-культуре форму: «Не кормите троллей».
Первые упоминания об Интернет-троллях относятся к 1999 году и принадлежат Джудит Донат. Она подчеркнула двусмысленность идентификации в свободном «виртуальном обществе». Возможно, именно в этом кроется основная проблема уровня сетевой культуры: прикрываясь анонимностью, многие пользователи Сети чувствуют гораздо большую свободу самовыражения, нежели в реальной жизни. Как ни странно, опосредованное Интернетом «Я» может оказаться гораздо более истинным, чем «Я», представляемое человеком реальному миру.
Но поскольку за истинное «Я» пока все же принято принимать реальный, а не виртуальный образ человека, троллинг – это игра в подделку личности. При этом до поры, до времени никто, кроме играющего, об игре этой не знает. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяя общие интересы и проблемы группы. Другие участники форума или блога, если они осведомлены о троллинге и подобных фальсификациях, пытаются выявить уровень искренности его высказываний, и, если в итоге пользователь объявлен троллем, вынуждают его покинуть группу.
Забавно, что «Википедия», так подробно описывающая явление троллинга, совсем недавно сама оказалась в центре скандала, связанного с этим явлением. Выяснилось, что один из модераторов известной онлайн-энциклопедии, представлявшийся профессором теологии, таковым не являлся, а был обычным студентом. За время своего сотрудничества с «Википедией» 24-летний юноша внес изменения в более чем 20 тысяч статей. Каждый раз, когда споры обычных пользователей с горе-редактором заходили слишком далеко, молодой человек в качестве последнего аргумента уповал на свое профессорское звание. После разоблачения фальшивого профессора сообщество онлайн-энциклопедии находится в растерянности. Теперь многие редакторы хотят обнародовать свои имена и ученые степени. Возможно, именно отказ от анонимности поможет соблюдению в Сети элементарных этических норм, которые в силу сложившихся традиций не подвергаются сомнению большинством людей в реальной жизни.

Иные миры
До сих пор законы реальной жизни в массе своей не переносились по кальке на Глобальную сеть. Интернет развивается сообразно собственной логике. В течение нескольких лет создается новая организация взаимоотношений между людьми методами компьютерных коммуникаций, формируется новая сетевая культура и философия. И формы общения в Интернете отличаются от реальных – они альтернативны и виртуальны. Одной из таких альтернативных форм общения является взаимодействие внутри многопользовательских ролевых онлайн-игр.
В многопользовательских ролевых онлайн-играх (Massive Multiplayer Online Role Playing Game, MMORPG) на одной виртуальной площадке могут одновременно играть тысячи человек. Миры подобных игр поражают своим разнообразием, и достаточно долгое время можно заниматься лишь изучением окружающей игрока виртуальной действительности. Но для достижения внутриигровых целей одного изучения виртуального мира мало. Нужно активно взаимодействовать с другими игроками.
Внутри MMORPG люди очень быстро находят общий язык. Процесс узнавания в этих играх основан на наблюдении за поведением человека в игровых ситуациях (их с той или иной долей условности можно перенести на жизнь). Здесь своя культура общения, свои принципы и идеалы.
Интернет очень хорошо скрывает различия и расхождения, так как отсутствует большинство тех физических сигналов-признаков, по которым мы привыкли судить о человеке – одежда, прическа, тембр голоса, акцент, выражения лица, жесты и т.д. Часто в реальной жизни мы не можем поладить с человеком исключительно из-за сознательного или подсознательного непринятия каких-то из перечисленных черт. В онлайн-отношениях добиться расположения гораздо проще, поскольку невербальное восприятие сведено к минимуму. Люди склонны считать своих друзей подобными себе до тех пор, пока не получат о них информации обратного характера. Своеобразная «Интернет - презумпция невиновности». Подобное положение дел отражается не только на бешенном росте популярности MMORPG, но и на формировании определенных норм общения между людьми, вовлеченными в подобные игры.
То же можно сказать и про пользователей Сети, при помощи онлайн-коммуникаторов формирующих свой круг общения из не знакомых им в реальной жизни людей. Многие из тех, кто использует системы коротких сообщений (ICQ, MSN, QIP и т.д.), в большей степени расположены обсуждать личные вопросы именно с теми, кого не знают в реальной жизни.

Высунутый язык Интернета
Упомянутая выше Джудит Донат утверждает, что «в физическом мире нормой является: одно тело – одна идентичность. В виртуальном мире всё иначе. Всё базируется на словах, а не на фактах». Если это действительно так, то, как ни странно это звучит, слова одновременно приобретают невиданное ранее значение и вместе с тем поразительно девальвируются.
В современных условиях развития общества темп жизни день ото дня становится все быстрее и быстрее. Язык реагирует на подобные изменения, но по определению это происходит с неким запаздыванием. В ситуации, когда за минимум времени нужно успеть донести максимум информации, в нашей речи становится все больше коротких слов, а фразы оказываются более емкими и рублеными. В языке Интернета подобные тенденции распространяются гораздо быстрее и принимают порой причудливые формы. Смайлики, аббревиатуры, короткие словосочетания-лозунги, содержащие в себе смысл, переложить который на «классический русский» можно лишь несколькими предложениями, - все это черты бурно развивающейся Интернет-коммуникации. Человек, не знакомый с подобной культурой общения, вполне возможно, и не поймет сразу, о чем, собственно, идет речь (взять хотя бы приведенный выше пример с фразой «Не кормите троллей»).
Наводнившие Интернет и повсеместно употребляемые в нем «новые правила» орфографии и грамматики, неологизмы, слова-символы и символы графические заставляют русистов старой закалки хвататься за голову. Однако, оценивая аудиторию (количество и возраст пользователей) Интернета, можно предположить, что через несколько лет многие «языковые нововведения», свидетелями рождения которых мы являемся, станут нормой и будут кодифицированы в словарях. Да, сетевая культура формируется под воздействием большого числа факторов реальной жизни, но уже сейчас она сама начинает оказывать заметное влияние на множество аспектов реальной жизни.

Закон малинового джема
Неоднократно приходилось слышать утверждение, что раньше русскоязычная часть Интернета была «чище» и «полезнее». Ничего удивительного в подобном утверждении нет. На заре становления Рунета в силу объективных причин доступ к Сети имели знающие, образованные люди с хорошим достатком. Они же создавали первые русскоязычные сайты, интуитивно нащупывали законы сетевого взаимодействия. Думаю, подавляющее большинство этих людей, открывая свои первые ресурсы, чувствовали ответственность перед немногочисленной на тот момент аудиторией. Именно личными качествами первых пользователей Сети в большей степени определялась и форма подачи информации, и содержание первых ресурсов. Чем более многочисленной и одновременно с этим более молодой становилась аудитория Интернета, тем более «легким» и «безответственным» оказывалось содержание подавляющего числа сайтов. Информационное поле Рунета постоянно расширяется и с охватом все большей аудитории в Сеть привносятся новые модели общения. С включенностью в Глобальную паутину всех слоев общества (миф или реальность?!) уровень сетевой культуры станет просто-напросто отражением культурного уровня нашего общества. Аналогичную ситуацию на протяжении чуть более долгого срока уже можно было наблюдать на примере развития телевидения. В итоге мы имеем то телевидение, которое заслуживаем; а телебоссы, говоря о построении программной сетки вещания и качестве отдельных программ, оперируют железными аргументами: «Пипл хавает» и «С рейтингами не поспоришь».
Как гласит сформулированный Стэнли Хаймоном закон малинового джема: «Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой». И в этом невозможно никого винить, такое положение дел вполне естественно для любой стороны нашей повседневной жизни. Существует классическая музыка, поп-культура, рок, панк и т.д. И приверженцы разных музыкальных вкусов вряд ли по собственной воле пересекутся в одном концертном зале. Также и любой пользователь Интернета самостоятельно выбирает собственную траекторию движения по Глобальной сети.
Редактировалось: 4 раза (Последний: 11 июня 2012 в 00:46)
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
белая звезда
Сильва Маришкина
Сообщений: 131
Санкт-Петербург
1871 день назад
Баюша2000, очень интересная и познавательная статья! sm9
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
Сильва Маришкина, мне тоже она понравилась, есть над чем поразмыслить.
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
синяя звезда
nataliya
почетная грамота почетная грамота почетная грамота
Сообщений: 1284
москва
443 дня назад
«Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой».
Классно сказано! sm3
В слове СОБАКА, все буквы должны быть большие!
зеленая звезда
zenzyat
вручается диплом почетная грамота почетная грамота кубок кубок
Сообщений: 3713
карелия
40 дней назад
Баюша2000:
Также и любой пользователь Интернета самостоятельно выбирает собственную траекторию движения по Глобальной сети.
И это верно.Каждому своё.
При желании, испорчу любое о себе впечатление. в конце концов ваши впечатления - это вовсе не я.
""
белая звезда
Dagy
Сообщений: 169
2196 дней назад
Баюша2000:
«Пипл хавает» и «С рейтингами не поспоришь».

да,... sm9

вот вам и информация для размышления: что важнее рейтинг сайта или культура общения на нем
Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой. Эрих Мария Ремарк
«Плохие люди процветают тогда, когда хорошие ничего не предпринимают…»
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
Dagy:
что важнее рейтинг сайта или культура общения на нем
Наверное, каждому своё.
На скандальной основе, с "перчинкой", ресурс заполняется пользователями в разы быстрее, но вопрос, насколько оправдана такая политика и что впереди.

nataliya:
«Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой».
Мне тоже очень понравилось сравнение sm3
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 11700
Дуловце, Словакия
1 день назад
Баюша2000:
«Пипл хавает»
Жаль, культура, как и всё остальное подчиняется законам рынка. Есть спрос-будет предложение. В такой небольшой стране как Словакия, все негативные стороны этого проявляются раньше и уродливее: маленький рынок быстрее реагирует. Культура продаётся и покупается-как и всё остальное. Средний потребитель не хочет высокий уровень культуры, который выше его понимания. Он хочет средний уровень, а так во всех областях культуры постепенно начинает преобладать посредственность. Имеем то, что нам по средствам sad
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
Фрэнк Перехрюкин-Заломай, но посредственность тоже может быть разной sm10
Ведь её можно бы рассмотреть как вариант более доступного общения, в смысле, не шибко заумного содержания, рассчитанного на широкие слои аудитории, но не утрачивать при том саму культуру общения.
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
белая звезда
Dagy
Сообщений: 169
2196 дней назад
Фрэнк Перехрюкин-Заломай:
Средний потребитель не хочет высокий уровень культуры, который выше его понимания. Он хочет средний уровень, а так во всех областях культуры постепенно начинает преобладать посредственность.

интересную статью нашла я на интернете, раскладывает понятие "КУЛЬТУРА" по полочкам и отвечает на многие вопросы, рекомендую прочитать ВСЮ статью:

Культурология.

Шпаргалка
Анна Дмитриевна Барышева

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина – возделывание человеческого ума, совершенствование человека.

В нынешнем понимании слово «культура» стало известно в Европе лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.

Именно тогда было осознано, что обнаруживаемые в человеке качества не могут быть сведены только к природному либо к Божественному началу: есть еще и то, что детерминировано собственной деятельностью человека.

Так был открыт мир культуры – мир, от начала идо конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость человека от самого себя, собственной деятельности, способности преобразовывать окружающую действительность.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры.

Такое обилие определений вызвано чрезвычайной сложностью самого феномена культуры. Каждый из авторов, будучи не в силах охватить объект в целом, фиксирует свое внимание на каких—то отдельных, существенных его сторонах.

Одни связывают культуру с традициями, рассматривают ее как социальное наследие общества, другие подчеркивают нормативный характер культуры и трактуют ее как свод правил, определяющих образ жизни. Третьи понимают под культурой сумму всех видов деятельности, обычаев, верований.

Современная классификация определений понятия «культура» позволяет выделить основные подходы.

1. Описательный подход. Культура представляется как результат всей деятельности человека.

2. Оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения с некоторым ценностным эталоном.

3. Деятельностный подход. Культура рассматривается как специфический способ деятельности.

Термин «культура» употребляется также в широком и узком значениях.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты.

В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Но все определения культуры практически едины в одном – это все, созданное человеком, сотворенный человеком мир. В своей реальности культура – комплекс достижений человечества.

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология – область науки, которая сформировалась на базе социально—научного и гуманитарного знания. Значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Лесли Алвину Уайту. Обоснованию культурологии он посвятил свой труд «Наука о культуре»(1949 г.).

По его мнению, культуру следует рассматривать как специфический порядок явлений, организованных по собственным принципам и развивающихся по своим собственным законам.

Одна из главных целей культурологии – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Среди основных задач культурологии выделяют следующие:

1) глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

2) изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

5) взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

6) исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры;

7) исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов (культурных кодов);

8) исследование проблем социокультурной динамики.

Культурология активно взаимодействует с другими науками. Она представляет собой комплекс антропологических, гуманитарных и социологических знаний.

В культурологии выделяются теория культуры (философия культуры), история культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Каждая из них имеет свой объект исследования, взаимодействует с определенным кругом наук, отличается языком описания, спецификой анализа, методами и практической значимостью для решения конкретных проблем.

Большое значение для развития культурологии имеют сравнительные (компаративные) исследования. Понимание других культур не только нормализует межкультурное общение, но и помогает лучше осознать собственные культурные ценности.

В настоящее время на фоне данных базовых культурологических направлений развиваются и другие специальные исследования (герменевтика культуры, культурологическая экология идр.). Система культурологических знаний находится в развитии.

3 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную (но данное разделение условно).

Материальная культура включает в себя мир вещей, предметов, созданных трудом человека. Нематериальную, или духовную, культуру образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. В отличие от предметов материальной культуры они существуют в сознании людей – реализуются в общении и отражают уровень развития человека.

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;

2) политическая;

3) эстетическая;

4) экологическая культуры.

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т. д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.

Культуру рассматривают также с позиций статики и динамики. Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.

4 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Термин «функция» (от лат. functio – «исполнение») переводится как «обязанность», «круг деятельности».

Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

В этом ряду наиболее важнейшей является аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание.

Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т. д.).

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных языковых систем.

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции.

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать народам целостное представление о них самих. В то же время – в порядке обратной связи – сама культура, ее уровень развития служат индикатором, позволяющим судить о преобразовательной деятельности человека (природы и самого себя).

Коммуникативная функция позволяет вступать людям в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению, обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как «память» человечества.

5 УРОВНИ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Регулятивная функция культуры проявляет себя в системе норм и требований, обязательных для всех членов общества во имя поддержания его целостности и обеспечения гармонии межгрупповых интересов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на целом ряде уровней. Высшим из них являются нормы морали (правила поведения, которые установились в обществе в соответствии с нравственными представлениями о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т. д.).

Нормы морали – это неписаные требования, которые функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой—то специализированной институциональной деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нравственного убеждения (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.

Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. В отличие от норм морали правовые нормы являются институциональными, т. е. непосредственно связанными со структурными организациями общества, и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируются государством. Как институционализированные регуляторы поведения людей они закрепляются в строго определенных документальных формах (нормативных актах, законах), обладающих юридической силой. Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения.

Неотъемлемой частью культуры, где проявляется ее регулятивная функция, выступают обычаи. Нормы обычаев были исторически первыми социальными нормами.

Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычаи весьма устойчивы и консервативны. Обычаи национально окрашены, сохраняют самобытность.

С обычаями тесно связаны традиции (исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение). Наряду с обычаями традиции обеспечивают преемственность в общественном развитии.

Обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах (это совокупность стереотипных символических действий, воплощающих в себе определенные идеи, представления, ценности и вызывающих определенные чувства).

Обряды и ритуалы совершались и совершаются во многих особо значимых для индивида и общества событиях жизни.

Следующий повседневно—бытовой уровень культуры составляют нормы этикета, культуры общения.
6 ЯЗЫК И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ

В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).

Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры.

Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака).

Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

7 ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология.

Ее развитию в немалой степени способствовали Г. Лотц, В. Виндельбанд, Г. Риккерт.

Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений.

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту.

Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи).

Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек.

Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете.

Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность.

Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект.

Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно—денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека.

Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности.

В аксиологии приняты различные варианты классификации ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные.

На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их по—своему.

В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др.

У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности.

Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.

Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.

Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества – обычаи, традиции.

Различные культуры обладают разной степенью нормативности.

Нормативная «недостаточность» может привести к негативным явлениям – росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная «избыточность».

Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка.

Культурные нормы нередко представляют собой процедурные правила, способы, программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата производственно—технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности).

Культурные нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые.

К общекультурным нормам относятся правила поведения в публичных местах – на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др.

Групповые нормы могут быть как образцами поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы – правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида – нормы поведения в клубе, фирме и др.).

Ролевые нормы определяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение.

Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.

Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.

источник и продолжение статьи здесь: http://lib.rus.ec/b/312608/read
Редактировалось: 4 раза (Последний: 11 июня 2012 в 08:00)
Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой. Эрих Мария Ремарк
«Плохие люди процветают тогда, когда хорошие ничего не предпринимают…»
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
Если мы, здесь и сейчас, ведём разговор применительно к сети и рассматриваем, именно - сетевую культуру общения, то я бы выделила вот эти фразы:
Dagy:
Контроль над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры.
Dagy:
Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями.
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
белая звезда
Dagy
Сообщений: 169
2196 дней назад
Баюша2000:
Если мы, здесь и сейчас, ведём разговор применительно к сети и рассматриваем, именно - сетевую культуру общения,

Баюша2000, насколько я поняла - судя по названию данной темы -
Культура видится на расстоянии. И по Сети...
- культура в этой теме рассматривается, как в общем понятии смысла этого слова, так и в интернетовой сети в частности, тем более что сетевая культура общения возникает в данном случае из культуры общения, норм поведения и духовных ценностей - как следствия развития культурной жизни целого общества, так и культуры поведения и морали отдельных индивидов в интернетовом пространстве (т.е. проявление "сетевой культуры" - это лишь следствие приобретенных культурных норм поведения в обществе, верхних или нижних границ морали, жизненных ценностей и т.д. - которые установились в обществе в результате различной формы жизни у различных социальных групп)
Редактировалось: 3 раза (Последний: 11 июня 2012 в 13:12)
Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой. Эрих Мария Ремарк
«Плохие люди процветают тогда, когда хорошие ничего не предпринимают…»
голубая звезда
Баюша2000
почетная грамота почетная грамота почетная грамота Почётная грамота
Сообщений: 1681
2171 день назад
Dagy, права, сеть своего рода лакмусовая бумажка sm10
Эх, не победить нам, по посещаемости, порно сайтов sm9
Улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем joke
белая звезда
Алиса
Сообщений: 126
Саратов
2204 дня назад
Dagy:
Главными механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.
Мне кажется, что уровень культуры в обществе низкий, потому за общением на ресурсе нужно следить администраторам сайта,ведь любой сайт это чья -то собственность, чей -то "дом", а когда хозяин поддерживает в доме чистоту, там и гости не сорят! sm7
Администратор О, да! Я крут!
Фрэнк Перехрюкин-Заломай
вручается диплом Награда почетная грамота кубок за 2900 сообщений Награда Награда большой кубок
Сообщений: 11700
Дуловце, Словакия
1 день назад
Баюша2000:
Эх, не победить нам, по посещаемости, порно сайтов
Се ля ви(((((( Слово "секс" пожалуй задаётся в поисковик чаще всего. Ничего тут не поделаешь, основной инстинкт. Остальные сайты должны из кожи вон лезть, чтоб привлечь и удержать пользователей. Жаль, но большинство пользователей-пассивные потребители. Слоняясь по сайтам, ждут, что их будут забавлять, но сами мало делают для того, чтоб развивать сайт, открывать новые темы и задавать вопросы, которые им интересны. Как правило, даже не утруждают себя регистрацией, пассивно просматривают страницы а потом жалуются, что "скучно и грустно и некому руку подать"...
Низкая культура в жизни приводит и к низкой культуре в интернете. Многие дискуссии по уровню не могут назваться дискуссией, разве что базарной руганью. В дискусии оппоненты предлагают на рассмотрение АРГУМЕНТЫ, которые должны быть обоснованы, подкреплены фактами или теорией. Но почему-то чаще всего в роли аргументов выступают оскорбления и пренебрежительный тон. Забывается, что аргументы ищут в практике и литературе, а не в грязном белье...
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.